09.04.21   / Экономика /    Яндекс Новости Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм Перейти в Твиттер Перейти в Фейсбук

Турция намерена построить Стамбульский канал


Транспортная артерия будет дублером Босфора.

Турецкие власти Турции утвердили проект канала «Стамбул» и обещают начать его строительство в самое ближайшее время. Канал должен связать Черное море с Мраморным и стать искусственным дублером Босфора, который на протяжении многих веков остается одной из ключевых транспортных артерий Европы.

Стамбульский канал длиной 45 километров, шириной до 150 метров и глубиной до 20 метров предполагается прорыть параллельно Босфору по пригородам Стамбула в европейской части, через озёра с пресной водой, питающие водой крупнейший город Турции. Стоимость строительства оценивается от 15 до 25 млрд. долларов, а срок реализации проекта 7 лет. Предполагается, что магистраль в обход Босфора сможет пропускать около 160 судов ежедневно.

Местные экологи против -  нарушится водный баланс, который естественным образом обеспечивает Босфор. Учёные опасаются обмеления Чёрного моря и засоления источников пресной воды, которые расположены рядом со Стамбулом. 

Экономисты предупреждают, что Турция на фоне проблем с национальной экономикой, включая падение лиры, не сможет потянуть дорогостоящий проект.

Надо отметить, что сам президент Турции, впервые анонсировав будущее строительство в 2011 году, назвал это «сумасшедшим проектом».

Сейчас Босфор перегружен, трафик достигает 55 тыс. судов в год и растёт, ежегодно случается до 20 аварий.

По Стамбульскому каналу планируется пустить весь нефтяной трафик (сейчас – около 150 млн. тонн в год) и в перспективе сделать артерию коммерческим проектом.

Обеспокоенность у экспертов вызывает Конвенция Монтрё 1936 года по Босфору и Дарданеллам. Конвенция о режиме проливов ограничивает присутствие в акватории Чёрного моря военных кораблей нечерноморских держав.

Если статус нового канала будет выведен из-под её действия, Эрдоган усилит свой геополитический статус, получая возможность полностью контролировать коридор для военных судов между Средиземным и Черным морем. И тем самым «давить» и на Россию, и на НАТО.

Нарушение баланса сил в регионе, по мнению экспертов, может в перспективе для Турции принести больше  минусов, чем плюсов.