10.09.15  / Здоровье /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

Ученые выяснили, что болезнь Альцгеймера может быть заразной

Нейрофизиологи из университетского колледжа Лондона (Великобритания) утверждают, что болезнь Альцгеймера может передаваться от одного человека к другому. Напомним, до сих пор считалось, что болезнь Альцгеймера чаще всего проявляется у пожилых людей, в нейронах которых накопилось слишком много патогенного белка бета-амилоида. Этот патогенный белок, возникающий при нарушении переработки старых молекул белка APP, который участвует в ремонте нейронов и в формировании между ними связей, приводит к образованию бето-амилоидных бляшек и гибели пораженных нервных клеток.

Однако британским ученым, заинтересовавшимся обстоятельствами трагической смерти восьми молодых жителей Великобритании, которые стали жертвами «коровьего бешенства» или болезни Крейтцфельдта-Якоба в 2000 году, удалось обнаружить потенциальный способ распространения болезни Альцгеймера.

Ученые предположили, что все эти молодые люди могли стать жертвами британской медицинской программы, в рамках которой низкорослые дети с 1958 года получали инъекции гормона роста, извлеченного из гипофизов умерших людей. В 1985 году эта программа была свернута, так как у врачей появились свидетельства того, что «такое» лечение провоцирует «коровье бешенство».

Группа нейрофизиологов под руководством Себастьяна Брэнднера (Sebastian Brandner) решила проверить эту гипотезу и, изучая структуры мозговой ткани одного из скончавшихся от «коровьего бешенства» молодых людей, неожиданно обнаружили в его мозге не только так называемые прионы (белки с искаженной трехмерной структурой, которые выводят из строя нормальные белки нервных клеток при болезни Крейтцфельдта-Якоба), но и бляшки бета-амилоида, свидетельствующие о болезни Альцгеймера. При этом самые большие запасы патогенного белка содержались в гипофизе молодого человека.

Британские исследователи тут же вспомнили результаты недавнего исследования, которое доказало, что даже небольшая инъекция бета-амилоида в далекие от мозга регионы тела грызунов и обезьян (например, живот) способна спровоцировать болезнь Альцгеймера.

Подтвердить эту взаимосвязь опытным путем ученые пока не могут (образцы гормона роста были уничтожены из этических соображений и запрета на его использование), но на сто процентов уверены в том, что больной может заразить болезнью Альцгеймера здорового человека через передачу патогенного белка бета-амилоида.

В настоящее время к исследованию нейрофизиологов из университетского колледжа Лондона присоединилось сразу несколько групп ученых со всего мира, которые намерены проверить выводы британских коллег путем исследования нервных тканей людей, принимавших гормон роста в детстве и скончавшихся от «коровьего бешенства». Если в результате этих исследований сведения о заразном характере болезни Альцгеймера подтвердятся, то в медицине придется проводить реформу, касающуюся системы контроля качества препаратов и стерилизации инструментов, чтобы исключить передачу бета-амилоида от больных к здоровым людям.