09.07.15  / Общество /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

«Арахисовый стручок» и «Покерная пятерка» - астрономы обнаружили систему из пяти звезд

Причудливую звездную систему, состоящую из пяти светил, «неподалеку» от Земли обнаружили астрономы из Открытого университета в Милтон-Кейнсе (Великобритания). По словам одного из авторов открытия Маркуса Лора, если бы Земля находилась в этой звездной системе, то человечество стало бы свидетелями того, как на небосклоне время от времени «всходили бы сразу пять светил разной яркости и размеров». При этом ночь на нашей планете отсутствовала бы практически целый год, а яркость светил постоянно менялась бы «из-за периодических затмений».

Именно такую звездную систему неожиданно для себя обнаружили британские астрономы в созвездии Большой Медведицы, когда решили проверить архивные данные проекта SuperWASP, пытаясь обнаружить у ближайших звезд экзопланеты по колебаниям яркости светил.

Ученых заинтересовали данные на «мигающую» звезду 1SWASP J093010.78+533859.5, и они решили изучить ее при помощи наземных телескопов. В итоге выяснилось, что речь в данном случае идет не о заурядном «арахисовом стручке» («контактной» двойной звезде - двух соприкасающихся оболочками светилах в форме стручка или гантели), а о двойной звезде, светила которой вращаются около друг друга (один виток - 6 земных часов).

Более того, дальнейшие наблюдения показали, что этот гигантский «арахисовый стручок» вращается вокруг двух близких друг к другу звезд, которые периодически удаляются от двойного светила на расстояние, сравнимое с расстоянием между Солнцем и Плутоном. После того, как ученые решили изучить спектр и физические свойства этой «четверки» звезд, в их поле зрения попал и пятый элемент этой системы. Последняя звезда из «покерной пятерки» располагается в двух миллиардах километров от второй пары светил и вращается вокруг этой пары по замысловатой траектории, умудряясь не пересекать ход звезд из этой уникальной системы.

В настоящее время ученые пытаются разгадать тайну появления этой «покерной пятерки» в созвездии Большой Медведицы, предполагая, что данная система могла возникнуть «по вине» одной из пар звезд, которые «выдернули» три светила из неизвестных пока астрономам «звездных яслей».