Святыни города Череповца

Облик провинциального Череповца сохранился лишь на открытках и фотографиях конца ХIХ - начала XX века. На них видно, как над низкой деревянной застройкой города возносятся колокольни и кресты храмов. В дореволюционном Череповце их было десять. Кроме того, имелось три часовни. Первым каменным храмом стал собор Воскресения Христова - главный храм Воскресенского Череповецкого монастыря, сооруженный в 1721-1752 годах, ныне действующий. Храмы в Череповце продолжали строиться и их появление было приурочено к каким-то событиям или же связано с деятельностью окрестных монастырей и благотворителей. В 20-30-е годы XX века храмы города и окрестностей были закрыты для церковного богослужения, а здания многих церквей оказались разрушены.

Часовня - это небольшая церковь, лишённая алтаря и предназначенная для совершения различных церковных служб, за исключением литургии. Издавна часовнями отмечали и освящали чтимые рощи, водные источники, могилы предков, места престолов прежде бывших церквей. Часовни становились в память какого-либо события, случившегося в данной местности, избавления от мора скота, от пожара, и т. д.
  Print article

Домовая церковь при Реальном училище была начата строительством в 1897 году и освящена в 1898 году. Мысль об устроении этого храма принадлежала И.А. Милютину, а сама церковь построена в память почившего в Бозе Государя Императора Александра III, по благословению архиепископа Новгородского и Старорусского Феогноста и на народные пожертвования.
  Print article

Попечительский Совет и педагогический коллектив гимназии неоднократно высказывали желание построить при гимназии храм. Своих средств для сооружения столь масштабной постройки у гимназии не было.
  Print article

Скорбященские церкви всегда строились при тюрьмах или "домах скорби", как их называли в России. Тюремные храмы предназначались как раз для молитвы в них заключенных, что содействовало их раскаянию и обращению на правильный путь посредством православной веры.
  Print article

Древнее село Рождественское (с конца XIX века - Рождество) известно еще с XVI века и упоминается в писцовых книгах князя Шаховского. Издревле около этого места находилась переправа через реку Шексну, впоследствии соединившая Вологодский и Пошехонский уезды.
  Print article

Селo Федосьево, центр которого располагался на месте современной Красноармейской площади, ведет свою историю со второй половины XIV века. Предание прямо связывает его возникновение с именем одного из основателей Череповецкого Воскресенского монастыря преподобным Феодосием.
  Print article

Празднование в 1913 году 300-летия царствования Дома Романовых привело настоятельницу Леушинского монастыря игуменью Таисию к мысли - устроить на станции Череповец храм во имя Святителя Николая, Небесного покровителя Государя Императора Николая Александровича.
  Print article

Второй по величине городской храм начал строиться в 1829-1830 годах, но несовершенства конструкции сводов привели к его обрушению. Каменная постройка долгое время стояла в руинах.
  Print article

Коржавское кладбище открыто в 1798 году, так как по указу 1772 года запрещалось хоронить усопших при приходских церквах во избежание эпидемий. Сюда перенесли деревянную надвратную церковь Покрова из бывшего Череповецкого Воскресенского монастыря и превратили ее в кладбищенскую.
  Print article

Монастырское подворье было открыто в 1883 году на пересечении Александровского (ныне Луначарского) проспекта и улицы Крестовской (ныне Ленина). Первоначально был выстроен деревянный домик для монахинь с каменной подле него часовней в честь иконы Богоматери "Достойно есть", присланной из Пантелеимоновского монастыря на Афоне.
  Print article

Комплекс архивных и иконографических источников по истории формирования этого известного монастыря Пошехонья достаточно обширен и разнообразен. Материалы по истории Воскресенского собора, деловые монастырские бумаги хранятся в отделе письменных источников Государственного Исторического музея в Москве, в фондах государственных архивов Вологодской и Новгородской областей.
  Print article

RSS Feed