20.04.10  / Главная новость /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

Покупка со слезами на глазах


Утилизация старых автомобилей – очередной эксперимент Правительства РФ Суть эксперимента

Правительством Российской Федерации выделено более 11 миллиардов рублей по стимулированию продаж новых автомобилей. И, соответственно, утилизации старых. На первом этапе для эксперимента в стране планируется утилизировать порядка 200 тысяч старых автомобилей. Программа началась 8 марта 2010 года. Сама утилизация закончится 1 ноября 2010 года. Продажи новых автомобилей по сертификатам утилизации продолжатся до конца этого года. Основная цель программы – поддержать отечественный автопром.

Участниками эксперимента являются министерство промышленности и торговли РФ, автодилеры, официальные пункты утилизации и физические лица – граждане Российской Федерации.

Две недели назад был принят федеральный закон об освобождении от обложения налогами сумм с физических лиц, которые граждане получают от государства за списание старых автомобилей.

По состоянию на 13 апреля в программе участвуют 136 городов из 70 регионов страны. За месяц дилерами было выписано 54 тысячи свидетельств об утилизации и продано 15 тысяч автомобилей. Лидерами по продажам являются автомобили «Лада».

По Вологодской области в программе участвуют 17 предприятий. Из них 2 предприятия занимаются утилизацией автомобилей. На сегодняшний день поступило более 5000 заявок. Приобретено уже более 200 автомобилей. В Череповце к дилерам поступило 163 заявки, выдано 59 свидетельств об утилизации, приобретено 9 автомобилей.

Изменённое изображение
Детали эксперимента

Программа утилизации старых автотранспортных средств действует в рамках Постановления Правительства РФ о проведении эксперимента. То есть данная программа определена как эксперимент. Существует постановление, определяющее правила субсидирования организациям, предоставляющим скидки на старые автомобили при приобретении новых. Приказом Минпромторга определены также порядок и шаги проведения данного эксперимента, перечень моделей автомобилей, которые по программе можно будет купить, и утверждена форма свидетельства об утилизации. По результатам эксперимента Правительством РФ предполагается разработать концепцию сбора и утилизации старых автомобилей на территории Российской Федерации. То есть эксперимент впоследствии определить на уровне неких процедур.

Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета. Механизм эксперимента таков – при покупке нового автомобиля владельцу предоставляется скидка в размере 50 тысяч рублей за его старый автомобиль. Условия: приобретателем нового автомобиля может быть физическое лицо, которое имеет в собственности автотранспортное средство сроком не менее одного года - чтобы исключить махинации на этом рынке. Автомобиль должен быть полной массой не выше 3,5 тонн. Возраст его – не менее 10 лет. Утилизируемый автомобиль должен быть в полной комплектации.

Продаваемый автомобиль также должен быть полной массой не более 3,5 тонн. Он не должен быть ранее зарегистрированным и должен продаваться по розничной цене, которую рекомендует производитель.

Минпромторг на выполнение операций принятия-продажи автомобиля выделяет субсидии российским торговым организациям – то есть автодилерам. Дилеры должны соответствовать критериям, которые установлены постановлением Правительства РФ, и непосредственно осуществляют продажу новых автотранспортных средств на основании договоров с их производителями.

Физические лица берут на себя уплату госпошлины за снятие своего старого автомобиля с учета и оплачивают услуги пункта утилизации. Пункты утилизации должны иметь лицензию и состоять в перечне Минпромторга.

На сегодняшний день в перечне автомобилей, разрешенных к продаже в условиях эксперимента, 66 моделей от 17 производителей. Это УАЗ, ГАЗ, ВАЗ, Иж, ТагАЗ, а также «Шевроле-Нива». И еще «Фольксваген», «Шкода», «Ниссан» и «Опель», которые производятся на основании соглашения о промышленной сборке, заключенного с Минпромторгом.

На территории Вологодской области на сегодняшний день имеется 2 пункта утилизации – один в Вологде, один в Череповце. Лидеры продаж - «Лада» - реализуются «АвтоВАЗ-салоном», который располагается в Вологде. То есть череповчанину, чтобы купить автомобиль именно этой марки, необходимо будет ехать в Вологду. На сегодняшний день данному автодилеру поступило 2626 заявок. От череповчан – 178 заявок. Всего «АвтоВАЗ-салоном» было выдано 188 сертификатов об утилизации, по Череповцу – 12. Приобретено 9 машин, в Череповце – 5.

Есть еще варианты. К примеру, компания «Км/ч» является официальным дилером «Форд-Опель-Шевроле» на территории Череповца и имеет два салона. «Форд» сделал специальное предложение для программы утилизации - по модели «Форд-Фокус». В специальной, достаточно дешевой комплектации - машина стоит 389 тысяч рублей. Подобная программа есть и у «Опеля». И у «Шевроле» – это модели «Каптива» и «Круз».

За полтора месяца эксперимента к данному дилеру обратилось около 200 человек, но в основном за устными консультациями. Потом человек обдумывает условия. На сегодняшний день компанией выдано 8 свидетельств об утилизации, пять автомобилей уже проданы... Старт правительственного эксперимента в Череповце оказался низким.

Причины низкого старта

Несмотря на официальную дату старта программы - 8 марта, многие дилеры начали работать в рамках этого эксперимента только в конце марта – начале апреля. В основном вопросы были связаны с устранением технических проблем и с электронным документооборотом. Следующий момент – это осторожность дилеров, желание увидеть проблему и уже не допускать ее в своей деятельности. Еще одна причина - низкая информированность населения об условиях реализации программы. Население Череповца на сегодняшний день только присматривается к условиям и консультируется у дилеров без формирования заявок.

И еще один момент – на сегодняшний день на Череповец автопроизводителем выделяется всего лишь порядка 300 машин в месяц. То есть не все заявки, которые поступают в «АвтоВАЗ салон», могут оперативно исполняться.

Мнение «АвтоВАЗ салона»

Предприятие АвтоВАЗ не ожидало такой серьезной программы. Изготовление автомобиля или, скажем, металла для него, требует определенных сроков. Поэтому людей, участвующих в программе по утилизации автомобилей, приходится записывать в очередь на приобретение нового автомобиля. Пока что в эксперимент включились ветераны. И для них – это покупка со слезами на глазах. Они расстаются с первым в жизни автомобилем – он для них был единственным. И покупают второй новый автомобиль уже со слезами радости.

На утилизацию – своим ходом

Как уже было сказано, к утилизации принимается полнокомплектный автомобиль. Это значит: не разрушенный интерьер, кузов и шасси, имеется аккумулятор. Автомобиль имеет полную выхлопную систему, газонейтрализатор, если он предусмотрен, элементы остекления, все технические жидкости, топливо, двигатель, трансмиссию и навесные агрегаты. В том числе шины и диски. Только такой автомобиль считается полнокомплектным и будет принят дилером. За такой автомобиль дилером выдается свидетельство, которое распечатывается в пяти экземплярах – один остается у дилера, один у владельца, еще один идет ГИБДД, а также предприятию-утилизатору и в Минпромторг.

Утилизация и «сырость»

Для участия в данной программе подали заявки 1716 торговых организаций из 74 регионов страны. А также 119 организаций-утилизаторов из 57 регионов. В настоящее время на территории Вологодской области по данной программе работает Природоохранный центр. Предприятием организовано три площадки для приема машин в утилизацию – в Череповце, Вологде и Великом Устюге.

Порядком, разработанным Правительством РФ, определены два варианта возможности утилизации. Первый – когда всеми вопросами занимается автодилер по доверенности, выданной автовладельцем. Второй – сам автовладелец занимается всеми вопросами - снятием с учета, отправкой старого авто на площадку утилизации, оформлением всех необходимых документов. В настоящее время принята, в основном, вторая схема.

Это посчитали неприемлемым городские власти. Мэр Череповца Олег Кувшинников попросил провести отдельное совещание, чтобы сделать так, чтобы гражданин тратил минимальное количество усилий на утилизацию старого автомобиля. Людей отпугивает количество документов, справок и всяческих препятствий. В идеале было бы неплохо организовать все необходимые процедуры на территории дилерских центров. Чтобы туда пришел человек, сдал свой старый автомобиль, заказал новый и потом получил его.

Ситуация показывает, что документ, разработанный Правительство Российской Федерации, «сырой». Порядком утилизации не предусмотрены многие рабочие моменты и жизненные ситуации. Предприятиям-утилизаторам приходится его дорабатывать своими внутренними регламентами.

Как быть с ГИБДД

В ходе данного эксперимента с 8 марта в ГИБДД г. Череповца уже обратилось 55 череповчан. Для оформления утилизации автомобиля здесь выделено отдельное окно. Об этом вывешены объявления. Согласно приказа №1001 от 2008 года «О порядке регистрации транспортных средств», автовладелец, который решил участвовать в программе утилизации, пишет об этом заявление в РЭО о снятии автомобиля с учета. Затем обращается в это второе окно, куда сдает все документы, а также государственные регистрационные знаки. Автомобиль снимается с учета. При этом предоставлять свое транспортное средство для осмотра не нужно. В свидетельстве об утилизации инспектор заполняет пятую графу. Сведения из нее заверяются подписью должностного лица и печатью регистрационного отдела. Все.

У автодилера снять свой старый автомобиль с учета в Череповце пока нельзя. Хотя вологжанам, к примеру, это сделать можно – в «АвтоВАЗ-салоне» информационная база ГИБДД имеется. В Череповце пообещали поработать над этим вопросом.

Но есть и еще одна проблема. Автовладельцу, снявшему машину с учета, на руки выдается копия паспорта транспортного средства (оригинал изымается вместе с номерными знаками), карточка учета ТС, где написано, что автомобиль снят в связи с утилизацией, и отметка в свидетельстве об утилизации. В Вологде же, к примеру, выдаются не все эти документы. Поэтому у вологжан уже возникают трудности с автоинспекцией. Кроме того, не предусмотрены транзитные номера – если автовладельцу самому придется добираться до места утилизации автомобиля. Хотя в некоторых районах области в местных ГИБДД такие номера выдают. Поэтому здесь нужно еще разрабатывать общую схему для всей области.

Возможность кредитования

19 марта этого года Сбербанком РФ были утверждены условия кредитования в рамках эксперимента по утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей. В соответствии с ними Сбербанком по всей линейке автокредитов в качестве первоначального взноса принимаются 50 тысяч рублей по сертификату утилизации. Далее кредитование осуществляется и по правительственной программе субсидирования процентных ставок, и по стандартным условиям автокредитования. Разбег ставок составляет от 9 до 16% годовых. И варианты здесь могут быть различные. В Череповце в настоящий момент по программе утилизации в Сбербанк поступило и положительно рассмотрено 20 заявок на кредит. И пять автомобилей уже проданы.

В качестве возрастного ценза Сбербанк определил 75 лет. То есть, кредит могут получить и многие пенсионеры. Они могут рассчитывать как на автокредит, так и на обычный кредит, который будет называться «Пенсионный».

Скажем, пенсия составляет 7-9 тысяч рублей. Пенсионер хочет приобрести автомобиль ВАЗ-2107 стоимостью 180 тысяч рублей. Сумма кредита в этом случае будет примерно 120 тысяч рублей. Если мы говорим о правительственной программе, то платеж будет рассчитываться на 3 года (программа утилизации автомобилей ограничена) и составит 4221 рубль в месяц. Если клиент будет брать обычный автокредит на стандартных условиях (то есть на пять лет), то платеж при повышенной ставке, но длительном сроке, составит 3600 рублей в месяц. Если же пенсионер не хочет оформлять автокредит (то есть без оформления КАСКО), он может обратиться за обычным пенсионным кредитом, а работающий пенсионер – за кредитом на неотложные нужды. В этом случае ежемесячный платеж составит 2800 рублей.

При этом совершенно не обязательно, когда клиент сдаст автомобиль на утилизацию и получит об этом свидетельство. Можно прийти в банк и рассмотреть предварительную заявку по получению кредита. Рассчитывается максимально возможная сумма кредита, учитывая, что 50 тысяч будет подтверждено справкой из автосалона. Далее банк будет рассматривать заявление 3 месяца. Поэтому клиент имеет временной разбег, чтобы сдать свой автомобиль. И, кстати, 19 апреля Сбербанк РФ снизил ставки по автокредитам и отменил комиссии за выдачу и рассмотрение кредитных заявок. Теперь 3-4% комиссии остаются у клиента. И можно добавить, что все автосалоны города являются партнерами Сбербанка. Поэтому кредит можно оформить прямо у автодилера.

И, к слову, кредит по программе утилизации можно оформить и в других банках.

Памятка для автовладельца, имеющего намерение приобрести новый автомобиль у официальных дилеров г. Череповца в рамках эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств, взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию.