Ультиматум премьера. Дмитрий Медведев пригрозил нефтяникам пошлинами
Крупные нефтяные компании признаются, что больше не могут сдерживать цены на топливо. Розница стала для игроков топливного рынка убыточной, оптовые цены уже превышают розничные. Больше всего страдают мелкие «независимые» операторы АЗС.
Эксперты предрекают взрывной рост цен на топливо в самое ближайшее время. Росту будут способствовать повышение акциза в полтора раза, рост ставки НДС до 20%, а также постепенный переход на зимнее дизельное топливо, которое стоит дороже. А еще все ждут, что цена на нефть будет расти, а рубль еще больше подешевеет из-за возможных новых санкций против России.
В условиях дорогой нефти и слабого рубля выгодно отправлять нефтепродукты на экспорт. Экспортом может заниматься любая компания, которая закупает топливо на НПЗ. Это создает дефицит на внутреннем рынке и вызывает рост цен. В связи с этим в правительстве звучать идеи о квотировании объема нефтепродуктов для внутреннего рынка и о возможности ввести экспортные лицензии.
Один из вариантов - обязать нефтяные компании отправлять 17,5% добытой нефти на российские НПЗ и гарантировать, что полученный бензин пойдет на внутренний рынок. Второй - лицензирование, по мнению чиновников, позволит исключить массу трейдеров из экспортной цепочки.
Эксперты отмечают, что такие меры носят нерыночный, ручной характер управления. Лишнее администрирование со стороны государства может привести, в итоге, к падению нефтедобычи.
Сложно избежать повышения цен на топливо, когда само государство стимулирует это повышением акцизов и НДС.