Вологодские авиапредприятия пока не страдают от дефицита летных кадров
Масла в огонь подлили и заявления представителей известных российских авиакомпаний. В частности, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев во время ПМЭФ-2017 пожаловался на то, что эта российская авиакомпания стала ощущать дефицит российских командиров воздушных судов, так как высококвалифицированные отечественные летные кадры в массовом порядке уходят на «фантастические зарубежные зарплаты». При этом российские авиапредприятия якобы не могут компенсировать эту утечку за счет иностранцев из-за существующей на государственном уровне программы квотирования, ограничивающей число работающих в России иностранных летчиков.
Представители авиакомпании «Северсталь» в целом согласны с тем, что в стране не хватает квалифицированных летных кадров, но видят эту проблему в несколько другом ракурсе. На этом вологодском авиапредприятии уверены, что большие азиатские зарплаты не могли стать основной причиной нынешнего дефицита на летчиков, так как она связана с ростом парка самолетов, ростом объема авиационных работ и острой нехватки в стране летных училищ.
При этом наиболее остро от нехватки высококвалифицированных летных кадров страдают крупные российские авиапредприятия, а компании уровня «Северстали» полностью укомплектованы персоналом в соответствии с объемом выполняемых ими работ, который, как правило, выполняется собственными летными судами.
Авиакомпании «Северсталь» не мешает даже отсутствие в Череповце авиационного учебного заведения, так как ставку на этом авиапредприятии делают на тех череповчан, которые показывают отличные успехи в учебе в Санкт-Петербургском государственном университете и выражают желание продолжить свою карьеру в авиакомпании из родного города.
Впрочем, для того, чтобы стать даже стажером авиакомпании «Северсталь» соискателям приходится пройти немало испытаний - от проверки теоретических знаний и тестирования на тренажерах до переподготовки на соответствующий тип самолета. Только после этого стажер, потративший на обучение около полугода, получает допуск к полетам в качестве второго пилота в закрепленном экипаже. А командиром авиалайнера бывший стажер может стать только через три-четыре года успешных полетов и при условии непрерывного усовершенствования своих теоретических знаний и практических навыков.
Если претендент сможет пройти все эти испытания, то его зарплата в «Северстали» будет соизмерима с той оплатой труда, которую получают командиры аналогичных воздушных судов - современных региональных самолетах на 50 мест - в крупных московских авиакомпаний.
Кстати, в «Аэрофлоте» командиры пассажирских самолетов, по данным российских СМИ, ежемесячно зарабатывают от 500 до 650 тыс рублей, а средняя ежемесячная оплата труда вторых пилотов составляет около 350 тыс рублей. В других компаниях, в том числе дочках «Аэрофлота», зарплаты пилотов чуть ниже - до 500 тыс рублей зарабатывают командиры воздушных судов, а труд вторых пилотов оценивает в размере до 250 тыс рублей. Правда эти сведения по зарплате касаются только экипажей больших дальнемагистральных пассажирских авиалайнеров Airbus и Boeing.
Просто для сравнения - максимум ежемесячной оплаты КВС у вертолетчиков из Вологодского авиапредприятия - таких специалистов в России готовят только в Омске - не превышает сумму в 200-300 тыс рублей, а в объявлениях о летных вакансиях этого авиапредприятия заработная плата пилота вертолета Ми-8 указана и того ниже - от 60 тыс рублей...