05.10.10  / Главная новость /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

Сколько музыки в математике


5 октября – День учителя Математик - не тот, кто решает задачи, а тот, кто находит правильные ответы.

А в повседневной жизни найти правильные ответы порой нелегко. А как же быть детям, подросткам в трудную минуту? Кто подскажет верный путь, кто подтолкнет к истине? Конечно же, учителя. Представители одной из лучших и уважаемых на Земле профессий. На их уроках мы проходим путь познания мира и познаем себя, вслед за речью учителя мы формируем собственную грамотную речь, так же, как повторяем за родителями свои первые и такие важные в нашей жизни слова... Благодаря учительскому примеру мы начинаем понимать и разграничивать плохие и хорошие людские поступки.

Учитель, педагог - это человек, который никогда не потеряет своей значимости в нашей жизни. Своих педагогов мы вспоминаем с доброй улыбкой и особенной нежностью. Яркий пример учителя творческого, способного заражать своей харизмой, энтузиазмом, эрудированностью, мудростью и любовью - педагог 11-й школы Череповца, цифровой школы 21 века, математик, Заслуженный учитель России, неоднократный лауреат премии Джорджа Сороса Ирина Александровна Лифер. По признанию множества педагогов и выпускников, поступающих в лучшие ВУЗы страны с отличными знаниями предмета, это один из сильнейших математиков нашего города. Человек понимающий, тонко чувствующий, справедливый и, что немаловажно для настоящего учителя, педагог с большим чувством юмора.

- Ирина Александровна, я знаю, что вы старшеклассников на «вы» совсем не в шутку называете. Им это как-то непривычно, наверное....
- Скорее всего, их это сразу же организует, они видят уважительное к себе отношение и серьезнее начинают к учебе относиться...
- Вы уже четверть века работаете в одной из самых сильных школ города - а теперь она еще является и цифровой школой. Это совершенно новый инновационный проект Минобразования России. Расскажите, что дает новая система цифрового обучения?
- Она дает много возможностей - как для учеников, так и для самих педагогов, у этой системы множество плюсов - нам ее еще осваивать и осваивать...
- А старая система обучения полностью отменяется?
- Нет, почему? Больше всего она помогает словесникам, историкам обилием иллюстративного материала, который можно тут же наглядно продемонстрировать. У нас же, математиков, пока такого материала мало, но он качественный - презентации, конспекты. По 5-6 классу уже появились готовые диски с новыми программами, а вот в классах постарше, где уже изучают функции, графики - там, конечно, потруднее, приходится и прежний свой опыт задействовать, но тем и интереснее. На маркерной доске теперь ничего не нарисуешь. Чертеж несложный построить можно, окружность начертить, написать на ней - удобно, а вот инструментами работать уже нельзя, циркуль в нее не воткнешь... Работаем в тетрадях, конспектируем. Но мы только в самом начале освоения цифровых технологий... К примеру, у нас в школе уже 23 кабинета цифровыми досками оборудованы, все учителя закончили специальные компьютерные курсы, есть интерактивный стол в начальной школе. Медиакабинет, оборудованный компьютерами, где можно по сети работать с каждым учеником, тоже имеется.
- А как оценки ставите, по-прежнему в дневники, или как-то по-особенному — в электронном виде?
- Есть электронный журнал, отчеты мы тоже пишем в электронном виде, но, разумеется, и обычные дневники, и журналы - все это сохранилось.
- Я помню, насколько было интересно в школе на уроках математики - нам так нравились конспекты, в которых все сжато, все логично, красочно и понятно... Это ведь были ваши авторские разработки... А сейчас?
- Да, я 12 выпусков по собственной программе выучила. Тогда и учебных пособий толковых не было, а сейчас есть хороший учебник под редакцией Мордковича, в нем все очень органично сочетается. Мы успешно выпустили в прошлом году ребят по этому изданию. Но и та система дала свои результаты - дети все поступали в лучшие вузы страны, выучились, получили хорошие специальности и нашли свое место в жизни. И для гуманитариев такая математическая подготовка оказалась очень нужной - хорошо логика у ребят развита. И сейчас опорный конспект остается как форма работы, просто уже не нужно лекцию начитывать - соответственно, время экономится. А раньше... Все идеи этих конспектов - они тогда витали в воздухе - не одна я их создавала, у педагогов было сотрудничество в этой сфере. Поэтому, когда учебник вышел, то в нем все наши идеи отразились. Значит, мы, педагоги, шли в правильном направлении.
- А как-то отличается у школьников от поколения к поколению уровень подготовки, прогресс?
- Трудно сказать. Классы, отобранные со всего города 15 лет назад, конечно, были очень сильные, но в основном там «вгрызались» в учебу мальчишки. Сейчас почему-то в физико-математических классах больше девочек. Как учиться они умеют - прямо носом землю роют. Отличницы, спортсменки, артистки - места на олимпиадах по физике и математике занимают - на все у них времени хватает.
- А это связано с тем, что эти ребята - выходцы из «гимназии»?
- Да, безусловно. Это как раз те классы, которые по системе развивающего обучения в начальной школе шли. Самое главное, что дети сейчас растут понимающие, талантливые, правильно реагирующие, и родители очень озабочены их школьной жизнью, часто приходят и стараются вместе решать какие-то возникающие проблемы...
- А проводятся ли сейчас «Зарницы»?
- Нет, к сожалению, это ушло далеко-далеко. Сейчас турслетов нет. Но есть прекрасные концерты, конкурсы, спектакли в школе - благодаря организатору, учителю музыки Татьяне Владимировне Пауковой.
- Удивительно, я знаю, что даже тетради по музыке появились. Если в наши годы музыка была преимущественно устным предметом...
- Да, и это правильно, я считаю, что настоящий учитель не может не быть «фанатиком» своего дела. И спрашивать с учеников строго - больше пользы будет. Правильно говорят про профессию учителя, что это своего рода диагноз. А ребята у нас с большим удовольствием и в филармонию ходят, слушают... Хотя еще несколько лет назад школьников было просто туда не загнать...
- То есть, нужно формировать привычку к такого рода «походам»?
- Безусловно, как узнать, если ты никогда не был в театре, нравится тебе это или нет. Поэтому пробовать, приучать к этому просто необходимо. Вот как-то мы с классом ходили - обрыдались девушки у меня, да и юноши носами хлюпали — вот что значит настоящее искусство...
- А собственного внука музыке будете обучать? Ведь у вас в семье три поколения музыкантов, да еще и педагогов? (Мама Ирины Александровны - Вера Николаевна, в прошлом учитель, поет в хоре ветеранов, у дочери Веры, тоже учителя математики, за плечами музыкальная школа по классу фортепиано).
- Пока он особенно не рвется, я думаю, подрастет, решит сам, нужно ли ему это. Если захочет, то, конечно же, будем обучать. Саша у нас спортсмен, он ходит в Центр боевых искусств, у него тренер замечательный. Я считаю, что мальчику спорт в первую очередь необходим. А вообще у него любимое занятие - цифры писать. Не буквы, не рисовать, а именно цифры...
- Вот что значит преемственность.... А как вы относитесь к системе ЕГЭ? Отражает ли она полный спектр знаний учеников?
- Я считаю, что ничего плохого в этой системе нет - единственно, тяжелее словесникам: в тестовой системе очень трудно обнаружить начитанность, реальные знания и понимание предмета - это в полном объеме показывает сочинение. А вот математика и тесты - абсолютно совместимы.
- А если сравнить, то институтское обучение в годы Вашей юности было легче или труднее?
- Поступать в Герценовский институт было тяжело - у нас был конкурс шесть человек на место, брали выпускников только с отличными оценками. Учиться тоже было трудно - нас сначала было 30 человек, окончили же только 13. Но стали настоящими педагогами.
- А были ли какие-нибудь особенно запомнившиеся моменты институтской жизни?
- Конечно... Иногда даже мозг «перпендикулярно становится», как вспомнишь матанализ на первых курсах... Лет пять после института у меня был один и тот же кошмарный сон - я «заваливаю» матанализ, хотя его в действительности сдавала на отлично. У нас была математика на иностранном «языке», курс этакой «аристократии внутри аристократии», это же был матфак, нам и общежития в первую очередь давали...
- А сложно было математику на «чужеродном» языке объяснять?
- Ничуть, это давало некий сброс лишней энергии, позволяло как-то отдохнуть... Да к тому же у нас были очень интересные преподаватели - замечательные, талантливые женщины, с которыми можно было и об уроках побеседовать, и за чашкой кофе о погоде поговорить... К тому же и англичане приезжали к нам по обмену, мы с ними ходили в театры, кино, на экскурсии. Ну и в такой живой обстановке постигали язык. Поэтому нам было очень интересно в институте учиться... Первые годы я даже была редактором студенческой газеты, которая, как сейчас помню, называлась «Жизнь зовет».
- И в походы ходили?
- Разумеется, наша студенческая жизнь была очень насыщенной. Например, на Камчатку ездили. В долину гейзеров - в совершенно потрясающие места с красивой и дикой природой. Медвежьими тропами вышли - снегу по колено, вернулись - трава выше головы. Всего за две недели. С мишками познакомились - они там всюду ходят, вылизывают котелки и виртуозно вскрывают банки со сгущенкой. Помню, даже один медведь снял с нашего инструктора рюкзак с шоколадом. Тот отдал, особенно не сопротивляясь... А потом я после института еще 12 лет в Приморском крае продолжала ходить в походы, и Веру, еще маленькую, с собой водила. Восхождения на горы совершали, рыбу ловили прямо руками...
- Там, наверное, сказочная природа....
- Да, когда по весне там зацветает рододендрон (в народе - багульник) - все сопки совершенно фиолетовые. А осенью листочки канадского клена алеют - и по сопкам разлит багряный цвет. Красота неописуемая!..
- А как, по-вашему - велика ли роль межпредметных связей: математика, литература, другие предметы... И вообще, как этот предмет помогает в жизни? Ведь недаром сказано: «Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом»...
- Когда человек знает математику - и компьютер легче освоить, и все что угодно... Она формирует логику, да и саму личность. Она - всюду в окружающем нас мире. А сколько музыки в математике!..

Беседовала Татьяна Ржанникова.