27.11.09  / Главная новость /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

Мечта десятилетий


О строительстве второго моста через Шексну в Череповце говорили десятилетиями. Стадия реализации мечты теперь, похоже, начинается Частное государственное партнерство

23 ноября в мэрии г. Череповца состоялось оперативное совещание по рассмотрению вопроса использования схемы частного государственного партнерства при строительстве нового мостового сооружения через реку Шексну. Как пояснил мэр города Олег Кувшинников, сейчас наблюдается очень большой интерес девелоперов по привлечению инвестиционных ресурсов для реализации инфраструктурных проектов во всей России. И в том числе в городе Череповце. Девелопер - это одна из специализаций профессионала по операциям с недвижимостью (риэлтера). Деятельность девелопера заключается в следующем: он заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, «привязывает» проект к участку, согласовывает подведение всех коммуникаций, строит объект - например, большое офисное здание. Затем он может сдать в аренду или отдельные офисы, или здание целиком. А может продать принадлежащую ему недвижимость. Главное - окупить все затраты и получить прибыль… Когда к Череповцу обратились крупнейшие девелоперские компании с предложением о реализации крупного инфраструктурного проекта с привлечением частных инвестиций, выбор пал на строительство нового моста в створе улицы Архангельской.

Это будет одним из самых сложных и самых объемных по инвестициям проектов на ближайшие 25-30 лет в Череповце, заявил глава города. Порядок предполагаемых инвестиций, судя по экспертным оценкам, от 9 до 14 миллиардов рублей. Частное государственное партнерство представляется наиболее удобной формой организации проекта, поскольку позволяет преодолевать недостаточность бюджетного финансирования, привлекая средства частных инвесторов с сохранением государственной собственности на возводимый объект.

Проект будет проводиться в форме концессионного соглашения. То есть в виде хозяйственного общества, не аффилированного властям Вологодской области и в составе компании-концессионера не имеющего прямого участия в своей деятельности области и города.

Основные обязанности концессионера в данном проекте – это кредитные обязательства перед банком по возврату инвестиций, полученных на строительство моста. Сейчас мировые банки предоставляют кредиты на 25-30 лет. Это полный цикл строительства самого моста. Это организация эксплуатации моста. И перечисление в бюджет Вологодской области части платы за проезд. Проезд по мост будет платным, и данный концессионный договор будет действовать на протяжении 49 лет.

Платный проезд

Платный проезд будет создан, прежде всего, для транзитного транспорта. Но также и для частного. А вот для общественного транспорта вопрос находится в стадии обсуждения. Возможно включение платы за проезд по мосту в стоимость билета. Или это будет продажа транспортным предприятиям пропусков для своих транспортных средств.

По такому же концессионному договору построен мост в Татарстане. Там стоимость проезда составляет 50 рублей. Это очень много. Глава города хочет сделать среднюю стоимость проезда на уровне 10 рублей. Естественно, грузовые и легковые автомобили будут различаться по тарифу.

Обязанности города

Основные обязанности заказчика, то есть Череповца – подготовить проект и провести конкурс, подготовить участок для строительства и передать его концессионеру, исполнять условия соглашения в части регулирования трафика. Для этих целей создана специальная рабочая группа. Руководителем проекта назначен заместитель начальника управления капитального строительства и ремонтов Алексей Никишин. В состав рабочей группы вошли другие представители УКСиР, а также управления архитектуры, комитета по управлению имуществом, департамента ЖКХ, правового управления, транспортного отдела. На сегодняшний день данной рабочей группой готовится техническое задание на проектирование будущего моста.

По федеральному закону в условиях данного конкурса до конца 2010 года Череповец должен заявиться на софинансирование проекта из федерального бюджета, потому как, напомним, поле моста строят инвесторы, но вот развязки к нему – город. Это будет стоить порядка двух миллиардов рублей. Поэтому для нашей стороны стоит сейчас задача - к апрелю 2010 года закончить стадию предпроектной подготовки, и к середине следующего года город должен вступить в решающую фазу подготовки проектно-сметной документации. Цикл переговоров по принятию решений о строительстве моста закончился. Началась текущая кропотливая работа.

На что будут потрачены бюджетные инвестиции

Бюджетные инвестиции будут привлекаться на строительство путепроводных развязок по обоим берегам Шексны. На расширение Северного шоссе до шести полос. На создание транспортных развязок на пресечении Северного шоссе с Кирилловским, улиц Краснодонцев и Архангельской, а также Архангельской и проспекта Победы. Весь проект строительства планируется реализовывать в течение ближайших восьми лет. Один год на проектирование, один год – на подготовку к строительству, 2012 год – начало строительства. Планируемое окончание строительства – 2018 год. В лучшем случае. И выделяемые бюджеты будут ориентированы на подготовку инфраструктуры на каждый период времени и разбиты по годам.

Чем придется пожертвовать

Объектов капитального строительства в красных линиях моста через Шексну нет. Есть один более-менее крупный объект, но сейчас ведутся переговоры о его перемещении, что сделать вполне реально. Все остальное – это временные или незаконно возведенные объекты. К примеру, в красных линиях будущего моста находится некая АЗС, однако непонятно, по каким документам и почему предыдущими властями города было принято решение о ее строительстве.

Предыдущие крупные проекты

На сегодняшний день максимальные инвестиции за долгие годы были включены в строительство Ягорбского моста. Они составили 1,9 миллиарда рублей – это только один мост с развязкой. Красноармейская площадь, реконструкция которой намечена на 2010 год – это уже бюджетные инвестиции города Череповца. Перекресток улиц Гоголя и Первомайской, реконструированный в прошлом году – это тоже деньги Череповца. Тогда было потрачено более 100 миллионов рублей. 100 миллионов городских рублей – это и восемь полос под железнодорожным мостом в районе Судостроительного завода, которые планируется сделать в 2011 году. О поликлиниках, школах, больницах, спорткомплексах и тому подобном речи нет, потому что это не такие капиталоемкие проекты. Они будут строиться с применением схем бюджетного финансирования без применения инвесторов.

Еще одна перспектива на ближайшие годы

Следующая тема – это набережные. Стратегический объект г. Череповца от Ягорбского моста до моста Октябрьского. Это перспектива на ближайшие 15 лет. Набережная также будет примером частного государственного партнерства. На бюджетные деньги будет построена часть набережной от «Севергазбанка» до улицы Ленина, и от улицы Ленина до улицы Карла Либкнехта. А вот остальные прибрежные территории вплоть до Октябрьского моста – это будут деньги инвесторов. С обременением их на строительство набережной вдоль реки Шексны. Здесь интерес инвесторов - в социально-развлекательной инфраструктуре: общепит, торговля, развлекательные объекты и тому подобное.

Эти деньги проедать нельзя

«Были бы силы и поддержка населения. Я перспективу вижу ясно, - заявил по поводу всех этих планов мэр города Олег Кувшинников. - Если в период кризиса мы замахиваемся на такие масштабные проекты, значит после кризиса они выполнены будут. Самое главное – что мы хорошо оптимизировали и активизировали бюджетные расходы. Кризис позволил нам оценить затраты на текущее содержание всех сфер. Мы поняли, что они были чрезмерными, во многом неэффективными. Как только мы выйдем из фазы кризиса, у нас будут высвобождаться средства, которые мы изымали на текущее содержание сфер, и вернем их в развитие города. Большое количество финансовых потоков высвободится в бюджет развития. И когда предприятия будут работать, а доходы населения расти, увеличатся и налоговые отчисления в этот бюджет. И все эти средства мы будем направлять на новое строительство. Эти деньги проедать нельзя».