08.04.09  / Главная новость /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

У горожан теперь нет ни «Водоканала», ни «Теплоэнергии».


Есть управляющие компании, - разъясняет мэр города Олег Кувшинников. Недавно мэр города Олег Кувшинников высказал свое видение жизнедеятельности многоквартирного дома в новых административных и экономических условиях. «Самоуправление - это диалог между жителями и управляющими компаниями, - начал он. - Это формирование тарифов, перечня услуг, на которые влияют жильцы дома и которые должны оказывать управляющие компании. В рамках этого диалога решаются все вопросы, касающиеся управления домом. Однако зачастую сейчас недостаток коммуникации между жителями и управляющими компаниями в том, что управляющие компании проводят собрания заочно или в присутствии одной десятой жителей дома. Впрочем, любой житель города может прийти в свою управляющую компанию, взять копию договора, где все прописано - и тарифная составляющая, и перечень услуг, и время работы дворника, как должен вывозиться мусор, как должны убираться подъезды, замена окон, техническое обслуживание сетей, подвалов, чердаков - все, вплоть до того, как сбивать сосульки.

Сейчас работать очень просто - не надо идти в департамент ЖКХ и жаловаться, - продолжил мэр. - Придите в управляющую компанию, получите договор, прочитайте. И если есть проблемы - вернуться и сказать: вот видите, в договоре написано - почему этого не сделано? И пусть управляющая компания жильцу объяснит. Ведь за содержание многоквартирного дома с жильца взимаются деньги. Денежная сумма, кстати, также прописана в договоре. Если же договор не выполняется, то житель может обращаться или в мэрию, которая своим административным ресурсом будет требовать от управляющей компании выполнения своих обязанностей. Или сразу в суд. Вот договор - вот деньги, которые перечисляют жильцы. Суд обяжет управляющую компанию выполнять договор либо менять его условия. В рамках правового поля все просто - тяжело лишь выстраиваются отношения.

Сейчас опыт только нарабатывается. Я уверен, что через год-два все изменится. Ведь что произошло с дорожными компаниями? Раньше все они были муниципальными. Они осуществляли уборку города, ремонт и строительство дорог. Сейчас это - акционерные общества. И ситуация хуже не стала, стала даже лучше: дороги ремонтируются, город убирается, но ни рубля бюджетных средств в уставные капиталы этих предприятий не инвестируется. Есть контракт, есть условия его выполнения - вперед. Не выполнил - штрафные санкции. И с управляющими компаниями все то же самое.

В январе этого года в многоквартирных домах были поставлены счетчики общего пользования и выделена отдельная статья расходов за электричество. При этом тариф за техническое обслуживание, который включал и электричество в том числе, остался прежним. Такого рода вопрос также регулируется на общем собрании жителей многоквартирного дома и управляющей компании. Вернее, стоимость тарифа регулируется РЭК, и утверждается общим собранием дома. Если раньше стоимость за электроснабжение общего пользования и за потребляемую энергию в квартире была указана одной графой, то сейчас - в разных. В результате пошел поток жалоб - почему появилась новая статья оплаты, которой раньше не было. Прокуратура провела проверку и поправила управляющие компании и «Череповецэлектросеть» о том, что стоимость освещения общего пользования должна так же, как и квартплата, осуществляться не напрямую в электрическую компанию, а через управляющую компанию, которая потом и рассчитывается за потребляемую энергию перед «Электросетью».

Сейчас у жителя города нет «Теплоэнергии», нет «Водоканала», нет «Электросети», и прочих - есть только управляющая компания. Все вопросы - к ней. И я очень надеюсь на то, что гражданская позиция нашего населения и управляющие компании придут к компромиссу. И все недоразумения в период реорганизации в соответствии с новым жилищным кодексом - уйдут. До конца года мы разберемся и с квитками, и с тарифами. Поправим тех, кто делает ошибки. Поверьте, никто не смеет завысить цены за потребляемые энергоносители выше рамок, определенной региональной энергетической комиссией», - подытожил глава города.

Далее, пример - управляющая компания ведет дополнительную коммерческую деятельность. Скажем, размещает в лифтах рекламу, не спрашивая об этом жильцов. Но и это также все решается на общем собрании. Управляющая компания должна спросить собственников этого многоквартирного дома разрешение о размещении такой рекламы. И на общем собрании должно быть приятно определенное решение. Если решения не принято - управляющая компания не имеет права размещать в этом доме ничего, что не прописано в договоре или в решении общего собрания. Это ваш дом, запомните. Все в рамках компромисса - управляющая компания приходит к жителям и говорит: «Мы предлагаем разместить с разрешения управления архитектуры на стене дома рекламный банер. Будем получать за это миллион рублей в год. Запустим его на ремонт кровли». Кто откажется от такого предложения? Думается - никто. Только обо всем этом нужно договариваться.

Инертность нашего населения можно раскачать и тогда, когда депутат микрорайона, где он избирался, придет в этот микрорайон, соберет управляющую компанию, соберет заместителей мэра по этому профилю, департамент ЖКХ. И предложит людям высказать то наболевшее, те вопросы, которые необходимо решить в режиме "он-лайн". Если подобные собрания будут проходить с периодичностью раз в месяц в каждом микрорайоне, где каждый избиратель мог бы непосредственно обратиться к депутату и задать ему вопрос - тогда отладка договоренностей пойдет быстрее. И такая практика в Череповце уже начинается.

«У меня работа, дети - мне некогда заниматься этими вопросами», - скажет читатель. Но вот голословно говорить о том, что вот не так, что не нравится! - вот на это у наших жителей время есть. Из всех вопросов, поступающих ко мне и в письменном виде, и через средства массовой информации, на ответный вопрос: «Обращались ли вы в свою управляющую компанию?» - 9 из 10 отвечают - нет. Зачем? У нас есть мэр, есть департамент - идите и разбирайтесь. «Знаете ли вы, как называется ваша управляющая компания? - «Нет». Я-то с себя, как мэр, ответственности не снимаю - обращайтесь. Но ведь есть еще и люди, которые напрямую отвечают за все эти вопросы, которые вы, жители многоквартирных домов, хотите задать.

Эта косность и инертность пришла с советских времен. Советская власть порождала иждивенческий подход. Воду, работу, учебу - все бесплатно, на блюдечке с голубой каемочкой. И гражданин советского государства не шевелился. Теперь мы живем в другой стране и в другом измерении, других отношениях. Теперь все определяет рынок. Капитализм. Спрос - предложение: все просто. Поэтому сидеть как страус, опустив голову в песок, и ждать, что кто-то примчится и все за тебя сделает - нельзя. Надо требовать.

В конце марта под моим руководством прошел объезд дворовых территорий. Первое, что бросилось в глаза - это явное отсутствие контроля со стороны департамента ЖКХ и руководства управляющих компаний за содержанием внутридворовых территорий. Второе - это безобразное отношение самих жителей к своим территориям и к тому, что там происходит. Брошены автомобили на газонах и детских площадках. Огромное количество бытового мусора, который выброшен просто около подъезда - старые диваны, телевизоры. Убирайте, кто хотите, хотя все прекрасно понимают, что это общая территория многоквартирного дома, и если сами владельцы этого дома не предпримут усилий - никто за них это делать не собирается. И третье - это полная несостоятельность комиссии по контролю за содержанием города.

Поэтому мэрией будут приняты самые жесткие меры по интенсификации работы и административной комиссии, и комиссии по благоустройству и содержанием городских территорий. Управляющие компании, безобразно относящиеся к своим обязанностям в соответствии с договорами, заключенными с жильцами, должны нести административную ответственность. С начала года таких протоколов было оставлено менее 10 штук. Но, судя по тому, что происходит, должно быть много больше. То же самое касается нерадивых граждан нашего города, которые так хамски и вольно ведут себя в своих внутридомовых территориях. Сорят в подъездах, бросают машины, где ни попадя. Хотя в радиусе 100-150 метров от двора можно припарковать любой автомобиль в любом месте на землях общего пользования. Вдоль основных и второстепенных дорог. Можно припарковать авто, не нарушая правил благоустройства города.

В конце марта в мэрии прошло также заседание штаба по устойчивому функционированию предприятий ЖКХ и энергоснабжающих предприятий. Был озвучен нелицеприятный факт - падение собираемости платежей с жителей за услуги ЖКХ. Падение порядка 15%. Причем это никак не связано с финансово-экономическим кризисом. Это, прежде всего - отсутствие разъяснительной работы департамента ЖКХ и управляющих компаний о том, что происходит в городе по переходу на новую систему образования тарифов, при переходе на общедомовые приборы учета. Когда я на личном приеме объясняю гражданам, что происходит - они понимают. Говорят «спасибо» и уходят довольные. А основная масса работников в управляющих компаниях, которые должны в режиме диалога объяснять жителям, как можно влиять на стоимость гигакалорий, отправляют или к мэру, или к губернатору, или к Президенту России. Вместо того чтобы выполнять свои функциональные обязанности. И именно из-за этого у нас сейчас идет сокращение объемов платежей от населения в городской бюджет.

Мною был специально заказан социологический опрос населения по теме ЖКХ. Один из вопросов: «Если в связи с ростом тарифов ЖКХ ваше материальное состояние ухудшится, что вы будете предпринимать в первую очередь?» В первую очередь 39% будут экономить на одежде, транспорте, питании; 14% - искать дополнительные заработки. Будут экономить на услугах ЖКХ - 13%; участвовать в акциях протеста - 9%. Ничего не будут делать - 9% Оформят субсидию на оплату ЖКХ - 5%. Не будут платить за услуги ЖКХ - всего 3%.

«Какую сумму вы ежемесячно платите за услуги ЖКХ с учетом повышающих тарифов?» - был вопрос. 82% жителей платят от 1 до 4 тысяч рублей в месяц! Ни в одном сельском поселении таких результатов нет, потому что там все котельные работают на мазуте и угле, а это дороже, чем газ. У нас самая низкая квартирная плата в области. Лишь 4,5% опрошенных платят за квартиру более 5 тысяч рублей. И от 5 до 10 тысяч рублей квартплаты - всего у 2% жителей.

Что можно сказать в итоге? Проблем никаких нет - просто надо внятно объяснить населению, что такое общедомовой прибор учета. Как распределяется электроснабжение, теплоэнергия, газоснабжение, горячее и холодное водоснабжение между жителями многоквартирного дома. Почему вдруг появилась статья за освещение мест общего пользования. Хотя раньше она была в составе тарифов, а теперь это отдельная статья. Берется она не из воздуха, и из общедомового прибора учета. В каждой квартире есть электросчетчик, а есть еще счетчик общий. И разница между ними - это и есть то, что нагорает в подъездах. И этот показатель распределяется между всеми жителями. То же самое касается водоснабжения. Общая вода идет на промывку систем, например. Есть дома, где все услуги оплачивают на 30-40% меньше. Можно ведь собраться всем жителям дома и сказать: давайте экономить. И в таких ТСЖ температуру теплоносителя на выходе жильцы держат не 30 градусов и топят при этом улицу открытыми форточками, а 22 градуса, скажем. Или 20 градусов. И платят за услуги «Теплоэнергии» в итоге меньше, чем те жители, где общее собрание ТСЖ этими вопросами не занимается», - резюмировал Олег Кувшинников.