Вологодская область. Прокуратурой выявлены существенные нарушения в деятельности органов и учреждений социальной защиты населения.
В ряде районов здания учреждений для несовершеннолетних требуют капитального ремонта, их состояние не отвечает санитарно-гигиеническим нормам и требованиям правил пожарной безопасности. При таких обстоятельствах пребывание детей в указанных учреждениях опасно для их жизни и здоровья.
При формировании бюджета области допускается систематическое недофинансирование этих учреждений, планируются расходы ниже необходимых, в том числе на питание и медикаменты.
Из 37 учреждений социальной защиты, действующих в области, только три имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности, в то время как полное медицинское обследование является одним из условий помещения в специализированное учреждение.
В Бабаевском, Вашкинском, Великоустюгском, Верховажском, Междуреченском, Нюксенском, Усть-Кубенском, Харовском районах, городах Вологде и Соколе, где не имеется специальных учреждений для экстренного помещения несовершеннолетних, нуждающихся в особой защите государства, сложилась практика необоснованного помещения детей по социальным показаниям на детское отделение больниц.
Не изжиты случаи незаконного помещения подростков, находящихся в социально-опасном положении в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Проверкой установлено, что далеко не все органы и учреждения социальной защиты населения на территории области в полной мере выполняют возложенные на них Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обязанности. Не проводится должным образом работа с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении, отсутствует постоянное и деловое взаимодействие с другими органами системы профилактики (образовательными учреждениями, органами опеки и попечительства, подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел), в результате чего проводимая работа оказывается малоэффективной, не ведет к снижению беспризорности и преступности несовершеннолетних.
Примером непринятия органами социальной защиты населения своевременных мер, повлекший тяжкие последствия, может послужить следующий. Приговором Вожегодского районного суда в марте 2007 года по ст. 156, п. «в» ч. 3 ст. 132 УК РФ осужден Ч. Он, ненадлежаще исполняя обязанности по воспитанию малолетней дочери, жестоко обращался ней, заставляя убираться в доме, колоть дрова, носить воду из колодца, готовить пищу, копать грядки, выпрашивать деньги на еду и выпивку. Если девочка не приносила еды, избивал, не отпускал в школу. За два месяца школьница пропустила 22 учебных дня. В отдел социальной защиты населения информация о том, что ребенок находится в опасных для жизни и здоровья условиях, поступила своевременно, но реальных мер предпринято не было. Спустя два месяца Ч. совершил в отношении 11-летней дочери насильственные действия сексуального характера.
В 2006-2007 гг. прокурорами в органах социальной защиты населения выявлено 147 нарушений законов в отношении несовершеннолетних. Опротестовано 18 незаконных правовых актов, внесено 36 представлений об устранении нарушений закона, привлечено к административной ответственности 9 человек, по представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 5 работников этих учреждений, внесено 2 предостережения о недопустимости нарушения закона.
По результатам проверки в адрес начальника Департамента труда и социального развития прокуратурой области внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства.
Прокуратура Вологодской области