перейти на CPV.ruКирилловФерапонтовоИсторияМузеиНациональный паркKirillov

Ферапонтов монастырь в 19 км от г. Кириллова основал сподвижник преподобного Кирилла Ферапонт в 1398г. В отличие от Кириллова, Ферапонтов монастырь очень невелик: 4 храма, колокольня, трапезная и казённая палаты обнесены невысокой кирпичной оградой.
Если кирилловский ансамбль поражает мощью и размахом, то Ферапонтово - тихой прелестью, уютом, единением с природным окружением.
Главный вход в монастырь - Святые ворота. Были построены в 1649 г. Несмотря на суровую простоту, главный фасад их живописен и наряден. Длинные и узкие окна заключены в вытянутые наличники с килевидным острым верхом. Под карнизом - два ряда узорчатых поясов. Венцом мастерства зодчего являются шатры, отделанные с большим вкусом.
Самый интересный и уникальный памятник монастыря - храм Рождества богородицы. Он кажется необыкновенно легким, стройным, изысканным. У каждой стены - свое лицо. Особенно нарядна западная сторона. Основу ее убора составляет двухярусный декоративный пояс, выложенный из блестящих изразцовых плиток с растительным орнаментом. Выше сооружен узорчатый карниз. Богато отделаны также барабан центральной главы, кокошники, полукружия алтарных аспид. В оформлении их использованы все виды декора - балясины, изразцовые пояса, фигурные ниши. Храм Рождества богородицы одно из первых каменных сооружений на Севере.
К Рождественскому собору примыкают крытые двухярусные переходы с встроенной в центре колокольней. Они идут к церкви Благовещания, построенной в 1530-1534 гг. Это одноглавый храм кубической формы, разделенный на три этажа-яруса. На первом, нижнем этаже, находились хозяйственные кладовые, на втором - помещение для богослужения, на третьем - колокольня. Необычно завершение храма. Вокруг высокого цилиндрического барабана, увенчанного вычурной главой, группируются колокольня, небольшие комнатки, служившие "тайниками" и книгохранилищами, ходы сообщения.

В соборе монастыря сохранилась почти в полном составе стенопись знаменитого художника Дионисия, чьё имя стоит в одном ряду с именами Феофана Грека и Андрея Рублёва.
Современник великих итальянцев Микеланджело и Рафаэля Дионисий со своими сыновьями Владимиром и Феодосием создал торжественный и прекрасный цикл росписей, посвящённых Богоматери. Стенопись собора является не только величайшим национальным достоянием, но и ценнейшим вкладом в мировую Художественную культуру. В 2002 году исполняется 500 лет со дня создания росписи собора.
Над северной дверью храма Рождества богородцы сохранилась надпись, сделанная церковно-славянской вязью: "В лето 7008 месяца августа в 6 день на преображение господа нашего Иисуса Христа бысть подписывати церковь, а кончена на 2 лето месяца сентября в 8 день на рождество пресвятыя владычицы нашей богородицы Марии при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Руси и архиепископе Тихоне, а писцы Дионисий иконник с своими чады...".
Большинство фресок посвящено прославлению девы Марии - по церковному представлению первой заступницы за людей.
Дионисий использовал местные земляные краски. Волны Бородаевского озера, что плещутся у подножия монастыря, выбрасывают на берег маленькие плоские камешки, из которых и были приготовлены краски. В палитре Дионисия насчитывалось полтораста оттенков - поэтому его произведения обладают такой акварельной прозрачностью.
Огромный интерес представляют такие монументальные работы, как "Покров", "Собор Богоматери", "О тебе радуется", "Брак в Кане", "Страшный суд", "Христос у Симона Прокаженного", Притча о блудном сыне" и другие.

 



 
Череповецкий филиал
 
   

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на Информационный сайт www.cpv.ru обязательна.
По вопросам изготовления, размещения и сопровождения рекламы и сайтов в сети Интернет обращаться по E-mail line@cpv.ru

Copyright © 2000-2007 ONCOM