22.07.22  / Происшествия /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

50 лет назад на Шексне сгорел череповецкий сухогруз «Профессор Керичев»


В трагедии погибли 16 человек.

22 июля 1972 года на реке Шексне сгорел череповецкий сухогруз «Профессор Керичев». В огне погибли 16 членов экипажа. Трагедия является печальной страницей в истории череповецкого флота. Произошедшая полвека назад катастрофа повлияла на изменение Правил плавания на внутренних водных путях страны.

22 июля 1972 года сухогрузный теплоход "Профессор Керичев" (головное судно серии «Волго-Балт»), приписанный к Череповецкому ССРЗ, следуя рейсом из Кандалакши в Череповец с грузом железной руды, на 685-м километре Волго-Балтийского водного пути (река Шексна в районе пристани Горицы, что в нескольких километрах от Кириллова), расходился со следовавшим встречным курсом нефтеналивным танкером «Волгонефть-66» (проект 550), перевозившим сырую нефть из Сызрани Самарская области в Финляндию.

Согласовав, как положено, заранее по УКВ-связи порядок расхождения - как обычно, левыми бортами - суда следовали по курсу. Но буквально за 100-200 метров до сближения форштевней - носовых оконечностей - в момент прохождения поворота на судовом фарватере старший помощник танкера получил по рации сообщение от вахтенного штурмана сухогруза, что «Профессор Керичев» потерял управляемость и танкеру следует снизить скорость и по возможности отработать двигателями на реверс.

Но танкеру, дедвейт которого составлял больше 6 тысяч тонн, это было уже сделать невозможно. Столкновения с сухогрузом избежать не получилось. «Профессор Керичев» ударил форштевнем в левый борт танкера, протаранив два танка. У «Волгонефти» образовалась пробоина размером 6 на 4,5 метра. От искрообразования при ударе металлических корпусов воспламенилась паровоздушная смесь сырой нефти.

Когда форштевень сухогруза «Керичев» вышел обратно из пробоины в танкере, оттуда произошел выброс горящей нефти. Пламя охватило носовую часть «Керичева» и левого борта танкера. Горящая нефть растекалась по воде вокруг всего корпуса сухогруза.

На танкере сработала система автоматического пожаротушения, локализовав пожар в районе пробоины, что позволило экипажу "Волгонефти-66" эвакуироваться на мотоботе. А с окруженного стеной огня и черного дыма сухогруза эвакуацию произвести не смогли. Вся команда теплохода «Профессор Керичев» сгорела заживо.

Погибло 16 человек. Самому старшему, капитану судна Артуру Кравинскому, исполнилось 32 года, остальным пятнадцати, включая повара Веру Костромину и юных практикантов из Ростова-на-Дону - 18-25 лет. Судьба распорядилась по-разному. Боцман сухогруза уцелел, так как опоздал на рейс, а у капитана на борту, говорили, была вся семья. Никто не выжил.

После этой жуткой трагедии в Правила плавания по ВВП было внесено дополнение, запрещающее расхождение крупнотоннажных судов в прорезях (узкостях) на небольших глубинах, чтобы не возникало такое явление как «присасывание», в результате чего судно теряет управление и стремится навалиться на другое судно, с которым оно расходится.

А обгоревший корпус судна «Профессор Керичев» долгое время находился на левом берегу Шексны напротив деревни Иванов Бор жутким напоминанием о трагедии.

И только спустя лет 25-30 корпус судна распилили на металлолом.

Фото: fleetphoto.ru/vessel/18157/