10.11.19  / Общество /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

"Бермудский треугольник" для российских самолетов


30 крупнейших российских авиакомпаний, на которые в 2019 году пришелся почти весь пассажиропоток, эксплуатируют 770 иностранных воздушных судов; примерно 650 из них - Boeing и Airbus, остальные - Embraer и Bombardier. 700 лайнеров зарегистрированы на Бермудских островах, по 35 - в Ирландии и России (данные Росавиации и сервиса flightradar24). Бермуды (регистрационные номера бортов начинаются с букв VP или VQ) и Ирландия (EI) в качестве стран регистрации выбираются не только из-за низких налогов или особого удобства. С этими государствами у России заключено соглашения о поддержании лётной годности. То есть российские власти признают, что техническое обслуживание, которое проводится в этих странах, соответствует нашим стандартам.

Важная причина - лизинг, то есть аренда. Часто авиакомпании берут самолёты не в собственность, а в лизинг. Соответственно, регистрация воздушных судов не меняется. За свою жизнь лайнер может поработать во многих странах, и это считается нормальным. А регистрация самолета иностранного производства в России занятие довольно затратное. Только за таможенные пошлины и НДС при импорте нужно заплатить государству до четверти от стоимости воздушного судна.

Но при этом самолеты Air France имеют французские регистрационные номера, польской компании LOT - польские, United Airlines или Delta Airlines - американские. До недавнего времени проблемы с авиаофшорами имел Китай, но Поднебесная смогла найти аргументы заставить свои авиакомпании вернуть флот домой. Последние 5 лет флот гражданской авиации Китая - на китайской регистрации. В Бразилии 15 лет назад много самолетов было на иностранной регистрации. Но потом приняли меры. Сейчас у них бразильская регистрация.

Страдает от непатриотизма авиакомпаний прежде всего федеральный бюджет, который, по оценкам Счетной палаты, ежегодно недобирает 150 млрд. рублей. Регистрация воздушных судов в офшорных юрисдикциях приводит к непоступлению в федеральный бюджет целого ряда платежей, таких как НДС с лизинговых платежей, налог на имущество и налог на доход лизингодателя.

В заключение хочется отметить, что регномера (латинские буквы на фюзеляже) самолетов Sukhoi Superjet RRJ-95B-100 и Bombardier CRJ-200 "Авиапредприятия "Северсталь" начинаются с букв RA - это говорит об их российской юрисдикции. Череповецкая авиакомпания выгодно выделяется на фоне других отечественных авиаперевозчиков патриотизмом.
<{$onefile.file_realname}><{$onefile.file_realname}>