03.09.15  / Здоровье /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

Ученые предложили уничтожать раковые клетки ядом бразильской осы

Британские ученые из университета Лидса выяснили, что яд бразильских ос способен уничтожать раковые клетки, но абсолютно безвреден для их здоровых «соседей». Биологи из Бразилии и США узнали об удивительных особенностях яда бразильской осы Polybia paulista еще семь лет назад, когда выяснили, что этот яд буквально разрывает раковые клетки на части, но не затрагивает при этом здоровых тканей. Дальнейшие исследования доказали ученым, что этим ядом можно пользоваться для лечения рака крови, простаты и мочевого пузыря.

Однако объяснить механизм избирательного действия яда бразильской осы Polybia paulista на раковые клетки ученые тогда не смогли, поэтому данная методика борьбы с раковыми заболеваниями не нашла широкого применения.

Британские ученые решили восполнить этот пробел и рассмотрели взаимодействие яда бразильских ос со здоровыми и раковыми клетками на молекулярном уровне. В итоге выяснилось, что избирательное действие яда объясняется устройством оболочек здоровых и раковых клеток.

Дело в том, что оболочка обычной клетки состоит из двух слоев жиров, каждый из которых в свою очередь состоит из различных молекул. Когда же клетка перерождается в раковую, то химический состав этих слоев нарушается, поэтому «внутренние» молекулы появляются на наружной мембране.

Именно эти молекулы жиров - фосфадитилэтаноламина и фосфадитилсерина - и становятся объектами атаки для яда бразильских ос, так как наличие этих молекул на поверхности раковых клеток позволяет молекулам яда в 7-8 лучше «приклеиваться» к оболочке поврежденной клетки. В результате молекулы-килеры буквально «прогрызают» оболочку раковой клетки, содержимое которой вытекает через образовавшиеся на мембране поры наружу и погибает.

Ученые надеются, что понимание механизма избирательного действия яда бразильских ос на раковые клетки поможет им в создании принципиально нового лекарства по борьбе с этим смертельным заболеванием, которое не будет приводить к массовой гибели здоровых клеток, как это происходит при химиотерапии и радиотерапии.