29.07.15  / Общество /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

Последнее оледенение Земли вызвал метеорит, столкнувшийся с планетой 12835 лет назад

Геологам из университета Калифорнии в Санта-Барбаре (США) удалось разгадать загадку последнего в истории оледенения Земли, причиной которого стал гигантский метеорит, столкнувшийся с нашей планетой 12835 лет назад. Напомним, 12,9 тыс лет назад на Земле произошло резкое похолодание, вызвавшее наступление ледников и последующее оледенение четырех континентов нашей планеты. Именно в это время, получившее название младший (поздний) дриас, произошло полное вымирание мегафауны Северной Америки, в результате которого исчезли мастодонты, саблезубые тигры, гигантские ленивцы-мегатерии и прочие виды животных и растений.

Ученые довольно долго не могли разгадать причин этого природного катаклизма, а версия с метеоритом появилась только в 2007 году, когда сотрудники университета Калифорнии в Санта-Барбаре Джеймс Кеннетт и Ричард Файерстоун обнаружили в осадочных породах на дне одного из мексиканских озер свидетельства падения гигантского астероида, который, по их мнению, и вызвал последнее в истории Земли оледенение.

Однако большинство коллег американских геологов посчитали их выводы преждевременными, так как «космические» металлы и микрошарики, обнаруженные Кеннетом и Файерстоуном на дне мексиканского озера, могли быть следствием неких геологических процессов, а не результатом падения метеорита (предположительно) в провинции Квебек. Если бы этот астероид действительно столкнулся с Землей, то прослойку из его «метеоритных» пород можно было бы обнаружить на всех четырех континентах, подвергшихся оледенению.

Однако авторы исследования проявили упорство и собрали свидетельства существования этой прослойки, которую в науке называют «пограничным слоем», во время раскопок в 12 странах мира, расположенных в Европе, Южной и Северной Америке, Азии и Африке. Американские исследователи утверждают, что существующий на четырех континентах «пограничный слой» с точностью до 95% появился там во время одного и того же события, а значит «дриасовый метеорит» действительно существовал.

Более того, американские ученые сопоставили возраст «пограничного слоя» на всех четырех континентах и выяснили точную дату падения астероида, столкновение которого с Землей произошло 12835 лет назад плюс/минус 100 лет. Об этом в частности свидетельствуют включения платины в гренландские льды.

«Все косвенные индикаторы свидетельствуют в пользу существования причинно-следственной связи между падением и дриасовым похолоданием, поэтому мы утверждаем, что именно этот катаклизм вызвал резкое понижение температур», - подвел итоги исследования Джеймс Кеннетт.