27.04.15  / Общество /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

Российские ученые первыми в мире обнаружили 200 «убегающих из дома» галактик

Сотрудники Государственного астрономического института имени Штернберга МГУ, Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики и Института астрофизики и планетологии (Тулуза) Игорь Чилингарян и Иван Золотухин первыми в мире доказали, что во Вселенной есть сотни «убегающих из дома» галактик. Напомним, сначала астрономы обнаружили во Вселенной десятки миллиардов блуждающих планет, которые не имеют собственных звезд. Затем ученые «разглядели» множество звезд, которые стремились «убежать» из своих галактик. Чуть позже были обнаружены целые звездные скопления, «изгнанные» из своих галактик.

Однако только российским ученым удалось обнаружить и объяснить механизм появления около 200 галактик, которые были «выброшены» в межгалактическое пространство. Все эти галактики довольно компактны и содержат совсем немного звезд.

В принципе ученые и раньше знали о подобных мини-галактиках, которые были «ограблены» гигантскими звездными скоплениями. Однако ранее такие «малыши», всего к 2006 году было обнаружено шесть подобных звездных скоплений, неизменно находились поблизости от большой галактики, которая за счет гравитации «воровала» звезды у своего мини-собрата.

Однако в 2013 году мини-галактика была впервые обнаружена довольно далеко от звездных скоплений, которые могли бы ее «обворовать». Российские ученые, по словам Ивана Золотухина, предположили, что механизм создания подобных мини-галактик основан на эффекте «пращи» - при взаимодействии трех тел более легкое за счет гравитации покидает систему.

Нечто подобное происходит и в тот момент, когда в «отношения» между гигантом и «обираемым» им «малышом» вмешивается третья галактика. После этого мини-галактика со скоростью превышающей 2,5 тыс. км/c начинает «убегать от грабителей» и вылетает за пределы скопления галактик.

Российские ученые надеются, что это тянущее на сенсацию открытие поможет им раскрыть тайну строения и эволюции компактных изолированных галактик, в которых предположительно нет скрепляющей «скрытой массы» - обязательной составляющей других крупных звездных образований.

Осталось сообщить, что так называемый гравитационный эффект «пращи» широко используется в космонавтике при запуске космических аппаратов во внешнюю Солнечную систему. К примеру, Зонд «Розетта», прежде чем отправился в свой полет в далекий космос, дважды разгонялся около Земли.