14.04.15  / Общество /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

Ученые: «Curiosity» обнаружил на Марсе жидкую воду

Данные с метеорологической станции на марсоходе «Curiosity», по мнению сотрудника датского университета Копенгагена Мортена Бо Мадсена и его коллег, красноречиво говорят о том, что в верхних слоях марсианской почвы существуют тонкие пленки и капли из соленой воды, которые появляются в грунте ночью и испаряются днем. Напомним, через три месяца после высадки четвертого ровера NASA на Марс руководитель проекта «Curiosity» Джон Гротцингер заявил, что американскому марсоходу удалось обнаружить в кратере Гейла перхлораты (соединений хлора, кислорода и простейшей органики), и назвал это событие «открытием, которое попадет на страницы учебников».

Дальнейшие изыскания «Curiosity» показали, что перхлораты, главной особенностью этих солей является их способность улавливать при определенном режиме температуры и влажности из воздуха пары воды и превращаться в жидкость, встречаются на поверхности «Красной планеты» повсеместно.

Мортен Бо Мадсен с коллегами оттолкнулись от этого факта и решили проверить климат экваториальной зоны Марса на наличие подходящих погодных условий, которые смогли бы способствовать превращению перхлоратов в соленую жидкость, которая в отличие от обычной и морской воды на Земле замерзает при более низких температурах.

Данные прибора REMS из метеостанции «Curiosity» показали, что во время марсианской ночи и в первые зимние дни на экваторе «Красной планеты» создаются практически идеальные условия (достаточное количество паров воды и низкая температура почвы) для образования микрокапель и пленок из соленой жидкости. Днем эта жидкость либо испаряется, либо опускается на полметра в почву, где превращается в залежи льда. Кстати, выводы датских ученых «подтвердил» своими данными и российский прибор DAN, который установлен на марсоходе «Curiosity» специально для поиска следов воды.

Поэтому сотрудник университета Копенгагена Мортен Бо Мадсен не сомневается в том, что: «При определенных условиях перхлорат кальция, присутствующий в почве Марса, будет поглощать пары воды из атмосферы. Данные с метеорологической станции на Curiosity показывают, что такие условия на Марсе есть, ночью и в первые дни после восхода Солнца зимой».

Правда в этой жидкости, признается датский ученый, выжить не смогли бы даже земные микробы, которые погибли бы от слишком низкой температуры в кратере Гейл или космического излучения, способного проникать на метр вглубь почвы и уничтожать там всю органику. Кроме того, сами перхлораты опасны для многих видов живых существ.

Однако наличие жидкой воды на поверхности современного Марса заставляет ученых предположить, что ранее «Красная планета» не была такой безжизненной. Кроме того, марсианский экватор сейчас является самой сухой территорией планеты, поэтому в умеренных и полярных областях Марса, куда может приземлиться следующий ровер NASA, вода, возможно, встречается гораздо чаще.