Важнейшим политическим событием в уходящем году для Череповца, бесспорно, стала добровольная отставка мэра Михаила Ставровского.
Состояние здоровья 56-летнего бывшего градоначальника в порядке и не стало причиной отставки. В 1996 г. за Ставровского проголосовали 56 процентов жителей Череповца, в 2000 г. — 80 процентов, а в 2003 г. — 63 процента.
Чтобы там ни говорили, а эти 10 лет - это целая эпоха в истории нашего города. Со своими достижениями и просчетами, взлетами и падениями, радостями и бедами.
Такова жизнь – белая полоска сменяется черной и наоборот. Не может быть до бесконечности хорошо или до бесконечности плохо. Все надо испытать. Хотя бы для того, чтобы научиться отличать одно от другого. У любого человека есть не только сторонники, но и недоброжелатели. А уж если речь идет о мэре крупного промышленного города, то противники у него обязательно будут. Перефразируя слова известной песни, можно сказать, что мэр – не червонец, он не может нравиться всем и сразу. Невозможно принимать решения, которые были бы хороши для всех. Кто-то обязательно будет недоволен. Часть таковых со временем поймет, что была не права и будет открыта для дальнейшего сотрудничества. Часть – перейдет в непримиримую оппозицию. Опять же, такова жизнь.
А посему хороший мэр должен стремиться к тому, чтобы сторонников у него было больше, чем тех, кто недоволен его политикой. Как? Очень просто: принимать такие решения, которые бы были в интересах большинства, а не меньшинства. И тогда большая часть горожан на вопрос: «Хороший ли у вас мэр?», - честно ответит – «Да!»
Так хороший ли Ставровский мэр?
Смотря, кто и как будет судить. Человеку свойственно не замечать доброе и на первый план выставлять плохое. Критики городской политики команды Ставровского обязательно замечали, что, город жил в полной зависимости от одного крупного предприятия, «варился в собственном котле», не привлекая никаких инвестиций со стороны, как-то федерального центра или крупного бизнеса. Что команда Ставровского была чисто «технической» администрацией города. Что Ставровскому за эти десять лет так и не удалось навести порядок на городских продовольственных рынках, а новый хозяин бывшего муниципального «Центрального рынка» хоть и принес денег в городской бюджет, но не выполнил ряд условий города и город оказался бессильным что либо сделать. Ставровский первым в стране в 2003 году ввел 100 процентную оплату услуг ЖКХ в Череповце, что стало настоящим потрясением для пенсионеров даже с учетом предоставленных для них льгот. Хотя все признавали, что реформа ЖКХ необходима, а то, что от нее страдают в наибольшей степени пенсионеры, так это говорит о том, что не тарифы ЖКХ высокие, а пенсии, выплачиваемые федеральным бюджетом мизерные.
Но никто не отрицает заслуги команды Ставровского в решении многих актуальных для города вопросов. За эти 10 лет Череповец достиг действительно немалого. Хотя поначалу далеко не все из того, за что сегодня горожане должны благодарить Михаила Ставровского и его команду, воспринималось не то, что с одобрением - с пониманием. Прошло время и выяснилось, что те меры и решения, которые в свое время предлагались Ставровским, были не просто нужными, а зачастую единственно возможными.
Сейчас уже немногие помнят, что первая серьезная победа была одержана Ставровским - тогда еще только недавно приступившего к своим обязанностям мэра – на транспортном фронте.
Холодные и разбитые автобусы, которые надо было ждать порой часами, давка – это до реформы. Сегодняшнее состояние общественного транспорта каждый может оценить самостоятельно. Цена вопроса – повышение оплаты за проезд, открытие рынка пассажирских перевозок для частников, что повлекло за собой приток в эту отрасль коммерсантов. В результате возникла здоровая конкуренция, в результате которой выиграли прежде всего горожане. Кошмарное броуновское движение мелких маршрутных "Газелей" - визитная карточка улиц почти всех российских городов, но не Череповца. Потому, что наши горожане привыкли к комфортабельным и большим автобусам, которые основательно завоевали рынок пассажирских перевозок. Потому, что это было сделано своевременно и дальновидно. Наведение порядка в сфере таксомоторных перевозок и создание острейшей конкуренции среди таксистов, от которой население только выиграло - это тоже победа команды Ставровского.
Впрочем, налаженный транспорт - это только часть того, что удалось сделать Ставровскому в этой сфере. Взгляните на наши улицы и вспомните о разбитом асфальте, проехать по которому, не рискуя угробить свое авто, можно было только на тракторе или БТРе. Кто-то может сказать, что и сегодня наши дороги не идеальны. Ну, так ведь и Москва не сразу строилась.
До полномасштабного решения транспортной проблемы в Череповце действительно еще далеко. Но тем, кто продолжит вслед за Ставровским разрубать Гордиев узел накопившихся за десятилетия проблем, уже не придется начинать с нуля. Фундамент заложен. Причем в самых разных направлениях.
О налаженном транспортном обеспечении мы уже говорили. Построена большая транспортная развязка, которая позволила по-новому организовать внутригородской транспортный поток. Впрочем, тут, надо признать проблем остается больше всего. Но это не вина, а беда Ставровского, у администрации которого попросту не хватало бюджетных средств для того, чтобы залатать все дыры сразу. Это, так сказать, задача для следующего мэра.
О реорганизации ЖКХ с введением полной оплаты услуг можно говорить очень много и очень долго. А потому ограничимся перечислением лишь нескольких из бесспорных достижений в этой сфере.
Немногие из наших соседей могут похвастаться тем, что в морозы в их квартирах тепло. А у нас проблем с отоплением практически никогда не возникает.
Череповецкая вода из крана одна из самых чистых в России. Кстати, еще не так давно горячая вода на верхних этажах череповецких высоток была крайне редким гостем, а нынче проблем опять же практически не возникает.
Вообще в обслуживании нас жилищными конторами произошли разительные изменения. Протекающие крыши – это ЧП, а не закономерность, неосвещенный подъезд – опять же явление из ряда вон выходящее. Да и жильцы вправе выбирать управляющую их домом компанию, если ЖЭК их не устраивает.
Не забывал Ставровский и про развитие детского и юношеского спорта. В непростых условиях финансирование ДЮСШ не прекращалось. И так вроде бы по мелочи, по мелочи во всем. На первый взгляд перемены и незаметны, а начнешь разбираться да анализировать – и тут к лучшему изменилось, и там… А как все вместе сложишь, получается, что перемены-то значительные.
Современники называют Ставровского крепким хозяйственником. Потомки, наверное, прозовут Ставровского «строителем». Не потому, что имел личную наклонность к этому ремеслу. А потому что строил и перестраивал Череповец, превращая его в современный провинциальный центр.
За 10 лет его мэрства построено жиье для бюджетников и обитателей ветхого жилья. Проложены несколько новых улиц, установлены памятники. Построены новый Молодежный центр, Дворец бракосочетания, Городской архив, Центр боевых искусств, новое здание управления Пенсионного фонда, Дом-музей Милютина и «Ледовый дворец».
Да и сам город стал выглядеть намного ухоженнее, а по уровню освещенности в ночное время ни имеет себе равных, пожалуй, во всей России. Наверное, потому, что у всех наших парков и скверов, улиц и переулков, дворов появились хозяева. И это тоже заслуга Ставровского.
Не случайно, что заслуги Череповца в коммунальной сфере неоднократно подтверждались и признавались на российском уровне. Череповцу вручались престижные награды, к нам приезжали перенимать опыт, учиться "хозяйствовать по-хозяйски".
Дважды Череповец был награжден «Золотым рублем» - за скрупулезность бюджетных расчетов.
Еще одно достижение команды Ставровского - долгосрочная полномасштабная стратегия развития Череповца на ближайшее будущее.
Последнее, как нам представляется самое главное из достижений.
Ставровский научил горожан не жить одним лишь сегодняшним днем, а думать о перспективе. Потомку, как без цели, без перспективы, без стремления завтра жить лучше, чем вчера и сегодня не будет ничего.
Вот за это, прежде всего, и скажем огромное спасибо Михаилу Сергеевичу.
Фото с официального городского сайта Череповца