22.12.06  / Общество /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

80 лет назад умер человек, который первым рассказал «Как закалялась сталь»


22 декабря 1936 года ушел из жизни писатель Николай Островский. Только при жизни автора вышло 41 издание книги, она была дважды экранизирована, а Павка Корчагин стал главным литературным героем и примером для нескольких поколений советской молодежи. Эта книга была рождена эпохой, в ее битвах вырос автор, ставший прототипом главного героя, и с трудом верится, что сегодня у книги может быть столь же благодарный читатель, как 70 или 50 лет назад. Ведь теперь за счастье не обязательно бороться, его можно просто пытаться найти в дальних странах.
Но и прежде мы плохо знали биографию автора великой книги и судьбу самого романа. Быть может, топить печки так и осталось бы его профессией, если бы в 14 лет он в подполье не стал бороться с оккупировавшими тогда Украину немцами, потом не вступил в комсомол и вместе с билетом не получил ружье и 200 патронов, став рядовым бойцом Красной Армии. В 15 лет под Львовом в бою с поляками Островский ранен в голову и живот и тяжело контужен. В 18 лет его признают инвалидом, в 22 года он уже прикован к постели, а в 25 слепнет. Он мог шевелить только кистями рук, а текст диктовать или писать при помощи специального транспаранта.
Островский в буденовке, летящий в атаку, - это подросток, Островский-писатель - отрезанный от внешнего мира калека. Свою первую рукопись он отправил в Одессу, а почта ее потеряла. Он пишет заново, но на этот раз не получает ответа из Ленинграда и Харькова, наконец Островский, обитающий в ожидании операции в московском Мертвом переулке, просит старого друга отнести еще один экземпляр в редакцию издательства «Молодая гвардия». Повесть бракуют из-за нереальности выведенных в ней типов. Лишь после повторной просьбы Марк Колосов, заместитель редактора журнала, сам читает книгу и решает напечатать ее. В конце 1932 года первая часть романа выходит также отдельной книгой, а через полтора года печатается и вторая часть. Роман начинают переводить, в библиотеках за ним записываются в очередь, в коллективах идет обсуждение, но критика не произносит ни слова. «Не всех героев мы знаем. И не всех мы умеем замечать» - пишет в начале 1935 года в «Правде» ее редактор Михаил Кольцов. Только тогда «Роман-газета» выпустила первый массовый тираж, Островский пятым среди писателей стал орденоносцем, на берегу Черного моря ему выстроили виллу, но жить оставалось лишь год.