Сегодняшний день вошел во все учебники по криминалистике
В начале сентября появились подозреваемые: поэт Гийом Аполлинер и художник Пабло Пикассо. Один то ли итальянец, то ли русский, второй - испанец, в общем, оба замечательно подходили на роль злодеев-чужестранцев. Так едва не закончилась печально их попытка подсказать полиции имя возможного преступника - некоего Пьере, предлагавшего друзьям статуэтки сомнительного происхождения. Обошлось, но вряд ли бы посетители Лувра и сегодня продолжали пытаться раскрыть секрет улыбки Моны Лизы (а заодно и код Да Винчи), если бы настоящий похититель не оказался... патриотом.
В декабре 1913 года незнакомец, назвавшийся Леонардо, предложил владельцам флорентийской галереи Уффици украденное полотно и даже позволил взять его для экспертизы. Назад они вернулись вместе с полицейскими. Арестованный Винченцо Перуджа потом заявил на суде, что стремился вернуть шедевр на родину, как-то забывая, что скромно оценил свой порыв в 500 000 лир (100 000 долларов). Его допрашивали после кражи, но никаких подозрений не возникло, так как он прекрасно знал и план помещений, и музейные порядки, так как за несколько месяцев до кражи был привлечен как плотник, когда в музее решили поместить все картины под стекло. Затаившись в воскресный вечер в одном из пустующих помещений, он под утро снял портрет, представляющий собой картину маслом на доске из тополя размером 77x53 см, вынул его из рамы, без проблем открыл запертую дверь и вышел на улицу. Наказание было суровым - 1 год и 2 недели тюрьмы, потом сокращенное до 7 месяцев.