06.03.09  / Главная новость /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

Череповец. Нынешний образ образования.


Начальник управления образования г. Череповца Николай Печников рассказывает о ситуации в сфере образования, которая складывается на сегодняшний день. На нынешнее образование влияют два фактора - политика государства и кризис. За последние полтора года много говорится об эффективности бюджетных расходов - в сфере образования, здравоохранения и так далее. Именно в связи с этим было выдано распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2008 года №1313, где утверждены показатели оценки эффективности органов местного самоуправления по расходованию бюджетных средств. И сегодня в сфере образования появилось такое понятие, как «неэффективные расходы». Как сказал Президент, по оценкам экспертов, общие неэффективные расходы в сфере образования в стране составляют до одной трети. Премьер Путин подчеркнул: оптимизация - это не способ сократить расходы на образование - это способ, чтобы каждый работал максимально эффективно. И в довольно резкой форме в интервью «Российской газете» министр образования и науки Фурсенко сказал по этому же поводу: «Если 10 лет назад в стане было 24 миллиона школьников, то сегодня их только 13,5 миллионов. А количество педагогических работников почти не уменьшилось. Я понимаю все социальные аспекты этой проблемы, но не считаю, что школа должна подменять собой систему социальной поддержки безработных».

Проецируя это на наш город, можно сказать, что в свое время в череповецких школах насчитывалось порядка 57 тысяч школьников, сегодня их меньше 30 тысяч. Но при этом не закрыли ни одной школы, не уволили ни одного педагога. Но все же больше всего в теперешней проводимой политике государства пострадают школы. Главная цель - приведение показателей деятельности бюджетных учреждений, в том числе и образования, к федеральным нормативам. Если проще - наполняемость классов должна быть 25 человек. Ни больше, ни меньше. Количество учащихся на одного педагога должно быть 15 человек. И также ни больше, ни меньше. И, наконец, во второй половине 2008 года министром образования и науки были признаны не подлежащие применению на территории РФ ведомственные нормативно-правовые акты, то есть отменены типовые штатные расписания образовательных учреждений. И руководитель любого образовательного учреждения, в том числе и школы, вправе, на основании федерального закона об образовании, сам определять штатное расписание для своего образовательного учреждения, но в пределах тех финансов, которые выделяются на фонд оплаты труда.

Безусловно, это все повлияет на то, как учреждения образования будут жить дальше. С 1 января 2009 года все школы области перешли на нормативно-подушевое финансирование. В законе об областном бюджете на 2009-2011 годы впервые утверждены норматив на одного учащегося общеобразовательной школы, норматив на одного обучающегося в лицее или гимназии, на одного учащегося специального коррекционного класса 7-го уровня и норматив на обучающегося вечерней школы.

Теперь, соответственно, фонд оплаты труда и учебные расходы в каждой школе формируется очень просто - умножением и сложением. Безусловно, сейчас будет идти переходный период - по предварительным оценкам, два-три года. Но, к сожалению, кризис внес свои коррективы, и вместо двух-трех лет мы должны решать эти проблемы в течение одного года - в рамках тех сумм, которые выделены на сегодняшний день. И, безусловно, та методика, утвержденная Правительством РФ, существенно повлияет на школы. Вот пример, как рассчитывается количество педагогов в общеобразовательной школе. В школе 450 человек, делим на норматив: 15 учеников на одного педагога - и получаем, что в этой школе должно быть 30 педагогов. К этому количеству добавляется еще 53% - это так называемые «прочие» (есть такой термин): администрация (директор, завуч), педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, логопеды, учебно-вспомогательный персонал (секретари) и младший обслуживающий персонал (слесари, сторожа). И если политика такова, что педагоги не должны быть сокращены ни при каком раскладе, то под раздачу попадают вот эти «прочие». В некоторых областях, перешедших на такую систему раньше, сокращение штатов началось уже вне зависимости от кризиса. Некоторые школы закрываются. Если в школе меньше 450 учеников - она практически нефункциональна.

Все это особенно ощутимо проявится к началу следующего учебного года. Поэтому с февраля городское управление образования вплотную работает с каждым из руководителей образовательных учреждений Череповца. Встречи проходят еженедельно. Чтобы посмотреть, как складывается ситуация в каждом конкретном случае.

Как известно, в связи с оптимизацией городского бюджета, на 10% уменьшился фонд оплаты труда и на 30% уменьшились текущие расходы, начиная с управления образования и заканчивая всеми учреждениями образования без исключения. Уведомлением от департамента образования области от 11 января в Череповце снимается с бюджета этого года 120 миллионов рублей, из городского бюджета идет сокращение на 70,5 миллионов рублей, И если говорить о федеральных деньгах, то есть о нормативно-подушевом финансировании и о неэффективных расходах, то таковыми признаны около 50 миллионов рублей. И в итоге общая сумма за последние два месяца, снятая со сферы образования города, порядка 240 миллионов рублей. Это очень существенно, и мы сегодня живем в режиме строжайшей экономии во всем. В лучшем положении находятся те учреждения, что финансируются из городского бюджета. Здесь надо отдать должное и мэру, и депутатам, потому что детские сады, учреждения дополнительного образования, несмотря на то, что часть расходов была снята, могут работать в относительно нормальных условиях. Более того, количество финансовых средств, которые были сняты с детских садов, несколько меньше, чем у других учреждений образования.

Какие меры придется принимать в этих сложных условиях? Во-первых, нужно будет сокращать штат в образовательных учреждениях. С одной стороны по школам идет снятие штатных единиц как неэффективные расходы, а с точки зрения других образовательных учреждений 10% будут сняты с фонда оплаты труда, что также приводит к сокращению штатных единиц. На сегодняшний день, поскольку процесс этот начался, часть людей уже уволена, часть - на очереди. В целом это выглядит следующим образом: на сегодня в сфере образования Череповца работают 9992 человека, количество сокращаемых штатных единиц - 602, но людей будет сокращено всего 217 человек. Педагогических работников 162 человека, обслуживающий персонал - 46 человек, административный персонал - 8 человек и учебно-вспомогательный персонал - 1 человек.

Фактически получается так: 13 человек уходят на пенсию, на другую работу внутри сферы переходят 165 человек, и в центр занятости населения как безработные пойдут 35 человек. Но самое главное - это учителя. Ни они, ни воспитатели групп продленного дня не полежат сокращению. Пострадают так называемые «прочие». На сегодняшний день социальных педагогов 143 штатных единицы, сокращению полежит 54. Логопедов - 121 штатная единица, сократят - 10. Штатных единиц учителей-дефектологов - 51, сокращению подлежит - 3. Педагогов-психологов - 154, сокращается 24 штатных единицы. И общее количество этих специалистов 469, сокращена будет 91 штатная единица. Люди, в основном, останутся.

Какие статьи расходов бюджета на сферу образования сохранились? В полной мере финансируется заработная плата с начислениями. В полной мере финансируются коммунальные услуги - это особенно актуально сейчас, когда, к примеру, тарифы по теплоэнергии теперь будут меняться ежеквартально - первое изменение уже 1 апреля, потом с 1 июля и так далее. То есть денег могло бы не хватить. И третья статья, которая осталась - это деньги, выделенные на техническое обслуживание зданий. В том числе и на противопожарные мероприятия. Эти статьи расходов оставлены. Остальные урезаны, некоторые - до нуля.

Далее о финансах и ситуации с ними. Город теперь не имеет права выделять деньги на школы - это не его расходные обязательства. Деньги на оплату труда идут в виде субвенций из областного бюджета. И все решается, исходя из них. Это раз. Второе - это отказ от некоторых видов образовательных услуг. В частности, будут сокращены группы продленного дня. Они будут открыты только в начальной школе и обязательно в первом классе.

Придется также отказаться от классов компенсирующего обучения. Это классы для часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями. В других регионах, к примеру, в Карелии, от них отказались еще 10 лет назад, когда произошел переход на четырехгодичное обучение в начальной школе. Наполняемость этих классов была от 12 до 14 человек - до норматива не дотягивают. Также придется концентрировать классы выравнивания - специально-коррекционные классы 7-го вида. Теперь они будут не в каждой школе, а открыты в различных микрорайонах города. Чтобы сконцентрировать необходимые силы, техническую базу - логопеда, психолога, которые обязательно должны в таких классах быть.

Городские школы, в которых сейчас учится меньше 450 учеников - это школы №8, №18, №42, центр образования. С ними проблему придется решать. Но в любом случае, в этом учебном году ни одна школа закрыта не будет.

Ряд школ вынуждены будут переводить из средних в основные. Школа может считаться средней, если на третьей ступени - это 10-11-й класс - учится не менее 150 человек. Это тоже федеральный норматив. То есть в такой школе должно быть три 10-х и три 11-х класса. Здесь есть свой резон - сконцентрировать, с точки зрения расходов, в этих школах лучшие кадры и лучшую базу, чтобы в рамках подготовки к единому государственному экзамену дети могли получить максимально эффективные знания.

Придется ряд школ объединять под единым руководством с целью экономии административно-управленческого аппарата. Безусловно, мы отказываемся от дополнительно взятых обязательств. В частности, с 1 сентября закрывается Центр повышения квалификации - город не должен его финансировать. Но здесь не все так страшно - сейчас вопрос решается с Правительством области, областным департаментом образования. В городе обязательно будет государственное образовательное учреждение, финансируемое из областного бюджета. Оно будет заниматься повышением квалификации педагогов, а также там будет создана своя методическая служба. Правда, также в урезанном виде.