28.01.09  / Главная новость /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

Год вне игры.


В январе прошлого года на территории Вологодской области вступил в силу закон о запрещении деятельности игровых клубов. С 1 января 2008 года на территории Вологодской области игорный бизнес был запрещен. Власти стали убирать игровые автоматы, тем самым закрывая игровые клубы. Как пояснил начальник УВД г. Череповца Виктор Горев, Череповец был единственным городом на Северо-Западе, где игровые автоматы были ликвидированы на 100%, и игорный бизнес был перекрыт.

Однако «ликвидация», это не то слово, которое можно было применить к той ситуации. «Однорукие грабители» лишь вывозились на специальную стоянку, где и хранились в особых условиях и под особым контролем до лучших времен. Просто правоохранительные органы использовали лазейку в соответствующем законе, где не было сказано, что изымать игровые аппараты нельзя. А что не запрещено, то разрешено. Но как с этим оборудованием поступать дальше, в законе сказано не было.

Владельцы «одноруких грабителей», чаще всего жители столиц, стали жаловаться в различные инстанции, вплоть до прокуратуры, на неправомерные действия милиции. Ход был обратным - в законе не сказано о том, что можно изымать игровые автоматы. Из чего прокуратура, как надзирающий за исполнением закона, каким бы он ни был, орган, потребовала все вернуть. Что и было сделано. Впрочем, время было выиграно, клубы прекратили свою деятельность, а аппараты теперь можно было разве что переоборудовать под выдачу жвачки. По данным УВД, за время реализации этой кампании на владельцев «одноруких грабителей» было наложено штрафов на 5 миллионов рублей. Наверное, это капля в море, поскольку, говоря о доходах данных заведений, речь можно вести исключительно о наличном денежном обороте, а это слабо контролируемый вид дохода. И именно по этой же причине отчисления от деятельности игровых клубов в бюджеты разного уровня были минимальны.

Впрочем, бизнесмены от игры нашли другую лазейку в законе. И появились так называемые Интернет-кафе. По сути, те же самые игровые клубы, но только по сути. На бумаге - вовсе нет. И органы местного самоуправления практически не обладают полномочиями по пресечению данного вида деятельности. Потому что нет административного ресурса, чтобы напрямую действовать на нарушителей. Полномочиями наделены органы внутренних дел. Поэтому местные власти и УВД работают в тесной связке.

На сегодняшний день существует ограничение по организации и проведению азартных игр. Проведение азартных игр - это деятельность, осуществляемая юридическим или физическим лицом, направленная на заключение соглашения с участником игры. То есть нарушение закона присутствует тогда, когда организатор игры сам определяет правила этой игры и сам получает выигрыш. Именно против этого и применяются административные санкции. Конечно, предприниматели так просто от прибыльного бизнеса не откажутся. Поэтому ими и был найден выход в виде Интернет-кафе как вида деятельности, не четко обозначенного в законе. Проверки данных объектов городскими властями - в частности, управлением городской экономики и торговли, идут. Оформленные протоколы по результатам таких проверок в суд направлены, материалы в судах рассмотрены. И по ним приняты решения - состава правонарушения нет. В этом и проявляется нечеткость закона. Причем, что интересно, уже сейчас работать с телекоммуникационными системами, и с Интернетом в том числе, в качестве азартных игр по закону нельзя, но при этом в законе за проведение такой деятельности не предусмотрено и ответственности.

Получается, что владельцы Интернет-кафе фактически всего лишь осуществляют услуги по предоставлению выхода в Интернет и услуги платежной системы. Не более. На бумаге они никоим образом не участвуют ни в определении правил игры, ни в создании игровых виртуальных сайтов. И не получают выигрышей. А штрафовать их за то, что они поставили компьютер, модифицировали его, обеспечили доступ в Интернет, конечно же, нельзя. Законодательной нормы, предусматривающей ответственность за создание подобных условий, нет и быть не может.

Но властями проверки таких заведений все равно проводятся. Скорее всего, для того чтобы их владельцам жизнь особо медом не казалась. Все видят, с какой скоростью увеличивается количество подобных Интернет-кафе. На конец прошлого года на территории Череповца насчитывалось 35 таких заведений. На сегодняшний день специалистами УВД данный вопрос исследуется в двух направлениях: с какой целью оборудован выход в Интернет и кто организует игру. Проводится исследование документов, по которым можно было бы дать заключение - участвуют ли владельцы кафе в распределении выручки каким-то образом или нет.

Но кроме Интернет-кафе существует еще моментальная лотерея - этакие «столбики», установленные в магазинах. «Столбик» действует так: - игрок подошел, бросил монетку, получил билетик. И тут же на экране высвечивается сумма выигрыша, заложенного в этом билетике.

Лотерея и игорный бизнес имеют ряд схожих моментов. И там, и там - игра. Они предполагают розыгрыш какого-то определенного денежного фонда. Розыгрыш проходит путем заключения соглашения между участником и организатором. Но есть отличие - в лотерее призовой фонд обозначается четко. И он полностью должен быть разыгран. При этом существует разделение на тиражную и бестиражную лотереи. «Столбики» на территории Череповца позиционируются их владельцами как распространение билетов бестиражной лотереи. А сами владельцы - как операторы по выдаче лотерейных билетов. То есть, по их версии, это лотерея, где выигрыш определяется в момент печатания этих билетов внутри аппарата. По условию известно, сколько этих билетов, какова их стоимость, и призовой фонд распределен между этими билетами. А затем идет их распределение среди потребителей, то есть игроков. Все документы в виде разрешения на проведение лотереи, выданное федеральной налоговой службой, у владельцев имеются. На бумаге все гладко.

Что еще есть общего между бывшим игорным бизнесом и этой бестиражной лотереей? «Однорукий грабитель» и «столбик» - это, в соответствии с терминологией, оборудование, которое содержит устройство, определяющее выигрыш. Но на сегодняшний день определить, является ли игровым этот автомат-«столбик», то есть содержит ли он устройство, определяющее выигрыш в момент закидывания монетки, специалисты из УВД затрудняются, потому что не определен еще механизм его работы. Чтобы это сделать, направлены необходимые запросы. Работа на сегодняшний день идет. Данный вопрос исследуется через органы стандартизации и метрологии.

Со своей стороны органы местного самоуправления тоже не сидят, сложа руки. Идет работа с арендодателями тех помещений, где эти автоматы-«столбики» установлены. К примеру, на Городском рынке решили вопрос о невозможности продления договора с этими операторами. Власти и далее обещают этот вопрос не оставлять без внимания. С проектами по пресечению подобной деятельности они вышли в Законодательное Собрание, идет его рассмотрение в профильных комитетах. Впрочем, не без поражений.

20 января этого года в Законодательном Собрании области был рассмотрен вопрос об изменении статьи Кодекса об административной ответственности. Предполагается отменить административную ответственность за нарушение запрета по организации и проведению азартных игр на территории Вологодской области. Согласно решению Верховного Суда РФ субъекты Российской Федерации не в праве самостоятельно устанавливать меры административной ответственности к организаторам игорного бизнеса. Напомним, что статьей 14.12 Кодекса Вологодской области об административных правонарушениях такая ответственность предусмотрена.

Ситуацию прокомментировал председатель постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, депутат Владимир Буланов:

«С целью прекращения деятельности игорного бизнеса на территории нашей области мы внесли изменения в Административный кодекс, согласно которым в качестве штрафов значительные суммы накладывались на нарушителей нашего областного закона о запрете игорного бизнеса. И органы внутренних дел с помощью этого инструмента активно боролись с нарушителями. Но Верховный Суд принял решение о том, что мы превысили свои полномочия. Меры ответственности должны накладываться федеральным законодательством. Поэтому сегодня мы должны рассмотреть решение Верховного Суда и, безусловно, исключить из нашего Кодекса нормы, которые предусматривают ответственность за неисполнение закона о запрете игорного бизнеса. Конечно, если не будет ответственности, то закон потеряет свою жесткость, но мы будем искать другие меры воздействия. Не будем забывать, что вступили в действие нормы федерального закона, которые еще жестче».

Впрочем, УВД г. Череповца и УВД области уже направлены предложения в Министерство внутренних дел РФ об изменении административного законодательства, может быть его упрощения, но ни в коем случае не упразднения ответственности. И уже МВД РФ, в свою очередь, может выйти в Госдуму с соответствующим законодательным проектом.

А пока «жизнь без игры» продолжается. Как рассказала начальник городского управления экономики и торговли Елена Авдеева, ежедневно раздается порядка пяти звонков от горожан во все органы муниципальной власти вплоть до мэра с жалобами на игровые клубы. Сначала люди идут играть, проигрываются, а потом звонят. Впрочем, с 1 июля 2009 года игорным бизнесом нельзя будет заниматься на всей территории Российской Федерации. Вот тогда мы будем не в меньшинстве.