Приход Богословский, V класса
Разделы : Приходы и церкви нашего края

История

В приделе во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, был до пожара (в 1838 году) деревянный крест с надписью, что придел сей освящен в 1721 году. Следовательно, с достоверностью можно положить, что здешний приход существовал ранее означенного года.

Есть предание, что до устройства здесь деревянной церкви существовала другая древнейшая, но не на том месте, а версты за две далее на юг, на правом берегу реки Шексны, в возвышенной и красивой местности, а когда слишком устарела, то ее разломали, и новую деревянную же выстроили на настоящем месте, среди селений. Место, где будто бы была древнейшая церковь, до сих пор зовут Погостищем.

Положительно можно сказать только то, что не всё деревни, принадлежащие ныне приходу, были за ним с самого его основания. Например, деревни Кабачино и Питино приписаны к приходу по упразднении Череповского Воскресенского монастыря, за коим до тех пор и состояли.

В 1830 году приход был увеличен припиской соседнего Борисовского прихода, а в 1850 году этот приход снова сделался самостоятельным. В 1858 году приход потерпел большое опустошение от пожара. 13-го Сентября того года загорелся овин в соседней с селом деревне Ельнинском, а через двадцать минут горела уже деревянная церковь и сгорала до основания.

Другая каменная церковь и колокольня обгорали снаружи и внутри так, что остались одни только стены. Во время этого же пожара сгорали дома и дворы причта, вся их напольная постройка, хлеб и корм для скота. Но прихожане, не смотря на то, что третья часть из них пострадали в том же году от пожаров, в течении трех месяцев привели каменную церковь в такое состояние, что 22 Декабря того же года, она была уже освящена, но не во имя св. и чудотворца Николая, как было до пожара, а во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, как в воспоминание посещения Божия, так и потому, что главный престол деревянной церкви был во имя Воздвижения же.

Раскол

В прежнее время православные христиане здешнего прихода очень возмущены были раскольниками Филипповой секты, живущими в самом приходе, именно в деревне Ирдоматке и раскольниками приходов: Едомского и Богородского. В настоящее время примеры обращения в раскол очень редки, но самый дух раскола изредка обнаруживается в православных прихожанах и доселе.

Местность

Приход находится в совершенно открытой и несколько возвышенной местности, имеющей наклонность к северо-западу и северу. Непосредственно от церкви начинается и церковная земля усадебная и пахотная на восток и северо-восток, и сенокосная на север. Усадебная и пахотная земля в одинаковой с церковью местности, а покосная в ровной местности низменнее и с двух сторон окружена кустарником

Земля

Всей земли, принадлежащей церкви З6 десят. 2315 саж., под церковью и кладбищами 1716 саж., под домами причта и прочими постройками 1 десят. 1524 сажени, под огородами 1560 саж. Полевой земли 19 десят. 1328 саж., сенокосной 14 десят. 987 саж., неудобной 3 десят. Почва земли суглинистая. Лесов нет.

Р. Ягорба

Рек и речек на церковной земле нет, только сенокосная земля касается одним краем, на пространстве нескольких десятков сажен реки Ягорбы . Ширина этой реки 20 саж., глубина самая незначительная, так что в летнее время во многих местах почти пересыхает. Берега реки каменистые и частью глинистые, дно песчаное и каменистое; во многих местах есть не большие островки, поросшие осокой.

Весной по Ягорбе лесопромышленники сплавляют строевой лес и дрова из казенной Романовской дачи и из дач частных владельцев. Река близ города впадает в реку Шексну. По землям, принадлежащим прихожанам, река Ягорба протекает на пространстве 6 верст. По землям же, принадлежащим прихожанам на другом краю прихода, от реки Ягорбы в 5 верстах, протекает на пространстве около 4 верст судоходная река Шексна. Ширина ее 50 саж., глубина около 3 саж. и несколько более. Берега глинистые, во многих местах поросшие кустарником и довольно высокие.

Пути сообщения

Как церковь, церковная земля и место жительства причта, так и все деревни прихода расположены на проселочных дорогах. От города Череповца и от большой дороги церковь в расстоянии 4 верст. Сообщение с городом всегда удобно.

Границы

Приход граничит: с соборным (г. Чер.), Ильинским, Борисовским, Едомским, Долгослободским, Яргомским, Стефановским приказами, и землей мещан прихода градской Благовещенской церкви.

Благочестивые обычаи

В заветные праздники крестьяне вместе давали обещание не варить пива и вообще не пьянствовать, но в редкие праздники соблюдается это благое обещание. В некоторых селениях достают, так называемый, живой огонь. Огонь достается утром в самый праздник, при собрании всех жителей селения, или домохозяев, чрез трение одного дерева о другое, и ни одна хозяйка не смеет затопить печи, доколе не достанут и не принесут ей живого огня.

Когда именно какой праздник установлен в селении, об этом крестьяне по большей части и сами не могут сказать положительно. Случаями же к установлению празднеств почти всегда были какие либо эпидемии, поражавшие или людей, или скот.

Содержание

Причт получает жалованья 236 рублей, денежного дохода получается 200 рублей, вещественного 89 рублей, всего с жалованьем 525 рублей. Свечной прибыльной суммы 16 руб. 38 коп. От сбора в кошелек и кружку ежегодно, до 180 рублей, от продажи хлеба, льна, холста 120 р., а всего в год 300 рублей.

Урожай

Урожай овощей очень посредственный, а часто и плохой. Огородничество идет не успешно, потому что удобрению на огороды удаляется самая незначительная часть; с другой стороны полевые работы, в продолжении всего почти лета, отвлекают внимание хозяев от занятой в огородах. И самый успешный урожай овощей не вознаградит за утраченный капитал, потому что излишка от собственного употребления овощей выгодно сбыть некуда, и крестьяне, и мещане сами с успехом занимаются огородничеством. Урожай ржи сама 6, овса сам З, а иногда и 2,5, картофель 8, лен 2.

Звери

В окрестностях прихода бывает осенью много волков, причиняющих весьма значительный вред и убыток жителям. Звериных промыслов нет.

Травы

На покосах, принадлежащих приходу родятся следующая травы: клевер белый и красный, метла и во многих местах острец, трава самая не съедобная.

Здания

Зданий в приходе каменных: одна церковь с колокольней и одна ограда вокруг кладбища. Деревянных 1 амбар и 4 часовни (в разных селениях). У священно-церковнослужителей домов 4, дворов 4, амбар 1, погреб 1, баня 1, овин 1, мельниц 2.

Библиотека

При церкви, кроме богослужебных книг, находится не большая библиотека, состоящая из 67 книг. Кроме того, при селе Богослове есть училищная библиотека, в коей для чтения учащихся 147 книг, а всех вообще 312.

Училище

При селе училище казенное, для крестьян государственных имуществ; обучается 32 мальчика и 8 девочек.

Селения

Во всех селениях, принадлежащих приходу дворов 283. Самое ближайшее к церкви селение село Богослово, на проселочной дорога в г. Череповец, в совершенно открытой и довольно возвышенной местности. Как в селе Богослове, так и во всех деревнях прихода почти все крестьяне имеют две избы, одну летнюю, другую зимнюю. Летние избы все вообще белые, зимние курные, белых весьма мало. Ко всем селениям прихода идут из села Богослова проселочные дороги.

Жителей в селе Богослове муж. пола 61, жен. 62, семейств 23.

Деревня Ельнинское в одинаковой с селом местности и рядом с ним, жителей муж. пола 60, жен. 88, семейств 28. В этой деревне находится волостное правление.

Деревня Питино в одинаковой с означенными деревнями мутности. Жителей муж. пола 50, жен. 44, семей 18. Эта деревня стоит при двух прудах, всегда обильных водою. Пруды вырыты в то время, когда принадлежали Череповскому Воскресенскому монастырю, содержавшему здесь скотный двор, от церкви в 1 версте.

Деревня Ивачево находится в 1 версте от церкви, в местности более возвышенной, чем та, в коей находится село Богослово и церковь. На северо-восток от этой деревни в 3-х верстах находится озеро Ивачевское, принадлежащее Филиппо-Ирапской пустыне здешнего уезда. Озеро в длину 3 версты, в ширину 2,5 версты, глубина 4 аршина, окружено со всех сторон лесом, мхом и болотами. Берега грязные и низкие. В озере ловятся: окуни, щука, подлещики, сорога и мелкие ерши. Ловят рыбу неводами, мережами, редилями, крылачами. Ловлей занимаются три семейства из крестьян деревни Ивачева, с платой 85 рублей в год в пользу вышеозначенной пустыни. Жителей в деревне Ивачеве муж. пола 96, жен. 104, семейств 36.

Вблизи Ивачева и в одинаковой с ним местности, находится деревня Семенково. Жители мещане г. Череповца, муж. пола 6, жен. 8, семейств 3; от церкви в 1 версте.

Деревня Вангучино в 2 верстах от церкви, близ реки Шексны, в возвышенной местности; жителей муж. пола 62, жен. 79, семейств 28.

Деревня Кабачино в 4 верстах от церкви, близ реки Шексны, в возвышенной местности. Жителей муж, пола 132, жен. 112, семейств 44.

Деревня Ваниево в 5 верстах от церкви, имеет ровное местоположение. Жителей муж. пола 60, женск. 57, семейств 20.

Деревня Ирдоматка в 6 верстах от церкви, местоположение ровное, с севера, востока и запада окружена лесом. Жителей муж. пола 184, жен, 214, семейств 67. Сверх того в Ирдоматке есть 3 души муж. пола и 12 жен. раскольников, принадлежащих Филипповой секте. Кроме сих раскольников, жители во всех селениях русские, православного вероисповедания.

Промыслы

Главный промысел, которым преимущественно занимаются жители всех вышеозначенных селений зимой, осенью и при начале весны – ковка из разного железа мелких, так называемых подбойных гвоздей. До пяти семейств занимаются портным мастерством; до 9 катаньем из шерсти теплых сапогов и башмаков. Сверх того до 10 семейств занимаются торговлей, предмет коей составляют разные железные изделия, напр. скобы, петли, ведра и проч.

Крупное и мелкое гвоздье, хмель, рыба и отчасти говядина. В летнее время весьма много крестьян из всех селений отправляются на речные промыслы. Лучшие из них служат лоцманами на пароходах и простых судах, шкиперами, коренными, а остальные речными извозчиками.

Число жителей прихода Богословской церкви

"Новгородский сборник" 1866 г. 5 вып.