"Автограф времени" - 8. Череповецкие свадьбы.
Разделы : Персональная рубрика "Автограф времени"
Опубликовал Oleg от 11.05.2007
Свадьба в каждой местности всегда имеет свои отличия. В Череповецком уезде все начиналось со сватовства. Сватами со стороны жениха бывали его дядя, или тетя, или сестра. Сначала отправлялся кто-либо один, чтобы разузнать, не будет ли отказа. Подобная "разведка" была очень важным делом, так как она предупреждала возможный "позор". Если родители невесты соглашались выдать дочь, сваты получали "задаток" в виде платка или какой-либо другой вещи. После того как задаток дан, невеста уже не могла взять обратно свое слово.

Придя в дом невесты, сват начинал следующий разговор: "У вас есть невеста, а у нас жених. Пойдет ли невеста за нашего жениха ?". Именно в этот момент при согласии невесты сваты получали задаток. Если же жениху отказывали и сваты возвращались ни с чем, наступали самые неприятные для него дни. В первую же ночь девушки всей деревней ставили перед жениховой "лазейкой" (дверь, ведущая с крыльца в сени) высокую жердь, к которой подвешивали соломенную куклу с льняными волосами, одетую в тряпье. Иногда жердь не ставилась, а куклу привязывали к скобке "лазейки".

Если сватовство было удачным, то по уговору с родителями невесты приходили, кроме сватов, сам жених и его родители. Приходили они не с пустыми руками, а приносили с собой вино. Пирог должна была испечь невеста. Перед тем как сесть за стол, отец невесты зажигал перед образами свечу, все молились, а затем невесту и жениха благословляли иконой. Последние уже садились за стол как молодые. Этот день назывался "богомолье" или "образование". С этого дня родители жениха и невесты называли друг друга сватами. В день "образования" родители молодых договаривались между собой о дне свадьбы, приданом и о дарах родне жениха. Дары выговаривались почти всей родне жениха, включая "божат", т. е. крестных. Дары состояли главным образом из полотенец, платков, рубах, юбок, полотна.

В канун свадьбы готовили постель - приданое невесты. Это называлось "оздоблять (украшать) постель невесты". Перед тем как ехать с постелью, одна из подруг невесты топила баню. При этом топившая баню, закрывая печь, не должна была "колотить головешек в печи", чтобы в будущем муж не колотил свою жену. Когда баня была истоплена, подруги вели невесту мыться. После бани сразу же собирали стол и угощали подруг. Подруги же после ужина отвозили постель в дом жениха, где их угощали допьяна. Традиции устраивать девичники в Череповце не было.

В день свадьбы утром за невестой посылали так называемых "передних дружек". Приехавших передних дружек встречает родня невесты, подносит им вино, пиво, пирог, угощает, а затем вводит в дом. Дружки подходят к свахе, чтобы выкупить у нее невесту. Бывало так, что дружка израсходует все деньги жениха, да еще и свои добавит. Это в том случае, если дружко "тароватый". Скупой же дружко норовит на всем сэкономить, так как остатки денег, полученных им от жениха на выкуп невесты, шли в его пользу. После этого невесту выводили. Родители благословляли ее к венцу. Когда невеста выходила, чтобы сесть в сани, подружки разметали ей дорогу от стола в избе до саней. Сразу же после венца невесте надевали "бабий" головной убор. Это значило, что ей заплетали две косы (девушки носили волосы в одну косу), укладывали их на затылке при помощи гребенки и шпилек. Поверх "накосок" надевали головной платок.

Из церкви ехали "столовать" в дом жениха. Молодых встречали родители жениха с хлебом, солью, вином и пивом. Усаживали за общий стол на шубу шерстью вверх. После первых поздравлений и пожеланий приступали к еде. Через некоторое время жениха и невесту уводили в отдельную комнату, где их кормили особо. Кормила их свекровь. После еды молодые переодевались и выходили к общему столу.

К вечеру "ладили" молодым постель, как правило, на сарайке, т. е. на чердачном помещении двора. Молодой садился на постель, и молодая должна была разуть ему одну ногу, а вторую разувал уже сам молодой. В один сапог перед этим он клал деньги. Если молодая снимала этот сапог, то деньги переходили в ее собственность, в противном же случае она разувала его "задаром". Первым в постель должен был лечь молодой, а потом уже пригласить молодую. Такой порядок обещал счастливую супружескую жизнь. Если же первой в постель ложилась молодая, то это означало, что жизнь супругов будет тяжелой. Часто можно было потом услышать от пожилых, несчастливых в супружеской жизни женщин: "Откуда я буду хорошо жить? В постель меня муж не звал, сама легла".


("Вестник Новгородского Земства" за 1900 год; Литературно-художественный историко-краеведческий "Московский журнал", №8, 1993 г., "Словарь уездного Череповецкого говора", 1910 г. - сост. М.К. Герасимов).