«Автограф времени» - 48. Решение Сталина о строительстве завода в Череповце.
Разделы : Персональная рубрика "Автограф времени"
Опубликовал Ziv от 27.09.2007
В июне 1933 года в строжайшей секретности по Беломорско-Балтийскому каналу проследовал военный катер, на борту которого находился Иосиф Сталин. Вождя сопровождали Климент Ворошилов и Сергей Киров.
На одном из переходов Ворошилов занимался рыбной охотой - пытался из именного нагана подстрелить какого-нибудь судачка. А Сталин и Киров прогуливались по палубе и вели неспешный разговор. На эту поездку Сергей Миронович возлагал большие надежды, связанные с созданием большой металлургии для Ленинграда. И теперь он пытался убедить в этом Сталина. - Мы нашли железную руду возле озера Ковдор и горы Оленьей. Огромные залежи. Есть полная гарантия получения превосходного чугуна. Одно плохо - нет у нас угля. Но ученые предлагают использовать торф. Мощные торфяные массивы есть в районе Череповца, и мы думаем там построить крупный чугуно-плавильный завод. Череповец станет вторым, после Ленинграда, промышленным центром области. Мы разовьем там лесохимию, торфохимию, электоромашиностроение…

Сталин ничего тогда конкретного не ответил и не принял никого решения. Он прекрасно понимал важность строительства новой металлургической базы в этом регионе. И в целях экономики, и в целях обороны. И выбор Череповца неплохой, слышал о нем, будучи в вологодской ссылке. Однако само то, что идея принадлежит не ему, а Кирову, очень не понравилась “отцу народов”.
В 1934 году на 17 съезде партии Киров выступил с зажигательной речью, нарисовав потрясающую картину преобразований Северо-Западного региона, которые принесло бы строительство новой металлургической базы в этих землях. Многим эта идея понравилась. Но 1 декабря 1934 года прозвучал роковой выстрел. С.М. Киров был убит. Борьба за большой металл сменилась борьбой с “врагами народа”. Зашумевший было над Череповцом ветерок индустриализации сменился полным штилем. В марте 1939 года состоялся 18 съезд партии, на котором Сталин выдвинул главный лозунг того времени: в экономике догнать и перегнать Европу и Америку. Решили достроить и построить Магнитку, Нижнетагильский и Забайкальский заводы, “Азовсталь” и многие другие.

Создание черной металлургии на Северо-Западе не предусматривалось. И вдруг… совершенно неожиданный поворот: возводить немедленно. В Череповце! Как? Без экономических расчетов, без запланированных средств. Оказывается, возможно! Такое мог позволить себе Сталин. Его аналитический ум еще тогда, в 1933 году, оценил гениальность идеи Кирова: строить металлургический завод не по шаблону – не на “руде” или на “угле”, а в точке, расположенной недалеко от потребителей металла.

20 июня 1940 года вождь подписывает постановление, предварительно продиктовав следующее:
Первое. Решить вопрос о постройке металлургического завода в районе города Череповец.
Второе. В месячный срок выбрать площадку для строительства завода и приступить к его проектированию.
Постройку завода доверить товарищу Берия. В хозяйстве Лаврентия Павловича найдутся любые специалисты. То есть поручить строительство наркомату внутренних дел. Это будет третьим пунктом.
 
И с этого дня имя небольшого районного городка Череповец зазвучало в кабинетах руководителей партии и правительства. О нем в полный голос заговорили светила науки.

(Б. Челноков. Северная сталь. Историко-публицистические очерки. - Череповец, 2004г..).