«Автограф времени» - 44. Учитель пения Федор Лаговский.
Разделы : Персональная рубрика "Автограф времени"
Опубликовал Ziv от 28.08.2007
В истории нашего города есть малоизвестные, но заслуживающие внимания страницы. В 1877 году в Череповце в частной типографии И. А. Левикова был издан сборник "Народные песни Костромской, Вологодской, Новгородской, Нижегородской и Ярославской губерний, собранные и положенные на ноты учителем пения при Череповецком техническом училище Федором Лаговским".
Этот сборник известен далеко за пределами нашего города. На него ссылаются, его используют многие современные исследователи, относя его к "золотому фонду" русской фольклористики прошлого столетия. Создатель сборника Федор Никанорович Лаговский (1850 - 1919) принадлежал к той части русской интеллигенции, которая видела смысл своей жизни в бескорыстном служении обществу. В нашем городе прошло более 40 лет его жизни.

Лаговский родился в семье дьякона в Галичском уезде Костромской губернии. Учился в духовном училище, затем в духовной семинарии, но, не окончив ее, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Музыкальные способности у юноши обнаружились рано, и это во многом определило его дальнейшую судьбу. Материальные трудности не позволили ему закончить университет. И, получив права учителя гимнастики и пения, Ф. Н. Лаговский в начале 70-х годов приехал в Череповец. В 70-е годы прошлого столетия в Череповце насчитывалось всего около трех с половиной тысяч жителей. Но город был богат учебными заведениями: реальное училище для мальчиков, женская гимназия, Александровское техническое училище, учительская семинария и другие. Поселившись в Череповце, Лаговский поступил на службу секретарем окружного суда и активно включился в педагогическую деятельность. С 1874 по 1885 год он преподавал пение в Череповецкой женской гимназии. В реальном училище и в учительской семинарии вел пение и гимнастику. В техническом училище Лаговский проработал более тридцати лет. Здесь он создал симфонический оркестр (сам прекрасно играл на скрипке) и вел хоровой кружок.

Как вспоминает дочь Лаговского Вера Федоровна отец ставил даже оперы - "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), "Аскольдова могила" и другие, где все партии, в том числе женские, исполняли учащиеся технического училища. Одним из участников хора был воспитанник училища В. Н. Александров, сохранивший любовь к пению до конца своей жизни. Его сын В. В. Александров многие годы руководил эстрадным оркестром в городском Доме культуры.

О семье Лаговских необходимо сказать особо. Это была большая, дружная и очень музыкальная семья. Ей принадлежал дом по нынешней улице Коммунистов, 31, который сохранился до наших дней. Глава семьи, Федор Никанорович, обладал редким трудолюбием, был добр, справедлив, неистощим на выдумки, нежно любил своих детей. Жена его, Федосья Константиновна, с которой он познакомился в Петербурге, окончила Высшие женские курсы. Все дети, а их было семеро, обладали хорошим музыкальным слухом и учились музыке (сыновья - на скрипке, дочери - на фортепьяно). У Лаговских часто устраивались домашние концерты. Особенно любили хоровое пение. В летнее время на даче в селе Даргун за столом собиралась вся семья во главе с Федором Никаноровичем, который дирижировал семейным хором и самозабвенно пел.
Старшая из дочерей Лаговских, Анна, окончила Петербургскую консерваторию и более 50 лет преподавала в Куйбышевском музыкальном училище. Дочь Вера была учительницей пения в Ленинграде. Мария Федоровна Крылова (Лаговская) всю жизнь прожила в Череповце: до войны учила пению школьников начальных классов, затем работала в Доме пионеров и в музыкальной школе № 1.

Самая большая заслуга Ф. Н. Лаговского - создание сборника народных песен, который он издал на собственные средства. В 60 - 70-е годы XIX века в России наблюдается повышенный интерес к народной поэзии. В Москве и Петербурге один за другим выходят сборники сказок, былин, причитаний, песен. Ф. Н. Лаговский, как и многие другие энтузиасты той поры, стал записывать народные песни. Он много путешествовал по Костромской и по северным губерниям и собрал интересный песенный материал. В первый выпуск сборника вошло 135 песен - посиделочных, хороводных и плясовых. Собиратель слышал их собственными ушами и старался "по возможности точно передать местный выговор и напев". Подобные сборники выходили нечасто. Далеко не всегда собиратели записывали произведения "с голоса", чаще они пользовались готовыми записями и публиковали только тексты. Лаговский же не только тщательно записал тексты, но и положил их на ноты, снабдив краткими комментариями с указанием, где и от кого записана та или иная песня. В 1923 году Костромское научное общество осуществило второй выпуск песен нашего земляка, куда вошло около 200 русских народных песен.

(О. Шеляпина, М. Меньшикова. Труд Федора Лаговского. - Литературно-художественный историко-краеведческий “Московский журнал”, №8, 1993.)