«Автограф времени» - 33. Череповецкий театр.
Разделы : Персональная рубрика "Автограф времени"
Опубликовал Ziv от 13.06.2007

В 80-90е годы 19 века многие из числа образованных горожан являлись участниками музыкально-драматического кружка. На каждый спектакль кружка гимназистки рисовали входные билеты. Зрители, приобретая билеты, вынуждены были покупать и марки к ним, так как действительным считался билет с наклеенной на него маркой.

Основанием для этого служили утвержденные 20 августа 1892 года “Правила взимания сбора с публичных зрелищ и увеселений”. Данный сбор шел в государственную казну, а весь доход от буфета и пожертвования шли на выплату пособий учащимся и стипендий студентам-черепанам, учившимся в Санкт-Петербурге.

Спектакли чаще всего проходили в домашних салонах, в Соляном парке, в здании общественного собрания. Большую площадь в этом клубе занимали буфеты с “горячительными” напитками, карточные столы, бильярд. Основу репертуара составляли водевили, шутки и комедии - те же самые, что и в столичных театрах. Обычно после спектаклей устраивались танцы, а в антракте играл оркестр.

25 апреля 1899 года в память 100-летней годовщины со дня рождения А. С. Пушкина с дозволения начальства была дана “драма” в шести действиях “Борис Годунов”. В этом же 1899 году музыкально-драматический кружок стал именоваться Театром Череповецкого уездного попечительства. Первый спектакль, который новоиспеченный театр представил на суд зрителей, состоялся в ноябре. Публика увидела комедию А. Н. Островского “Не в свои сани не садись”, а также “живые картины” по басням Крылова. В 1900 году у театра появился собственный директор-распорядитель - князь Б. А. Тенишев, добрый, веселый и остроумный человек.

Новое столетие труппа встретила спектаклями “Ревизор” Н. В. Гоголя, “Женитьба Бальзаминова” А. Н. Островского и “Женихи-покойнички” Д. А. Мансфельда. По сравнению с легкими водевилями, игравшимися ранее, это был крупный шаг вперед. “Ревизор” настолько понравился публике, что с этого года прочно вошел в репертуар Череповецкого театра, став его своеобразной “визитной карточкой”. Комедии А. Н. Островского тоже не сходили с афиш театра, став непременной частью репертуарных планов каждого сезона.

21 апреля 1902 года была дана комедия в одном действии “Завтрак у предводителя” И. С. Тургенева в связи с 25-летием Череповецкого городского училища. Чистый доход от этого спектакля составил 203 рубля и был перечислен в фонд поддержки учащихся.

Основной костяк театра составляли: обожаемый всеми горожанами прокурор Н. В. Кудревич (талантливый человек, получавший приглашения в разные театры, в том числе и в Александрийский); адвокат А. В. Крылов; юрист Б. Н. Цветков; преподавательница женской гимназии 3. А. Талызина (Разживина) - очень талантливая актриса, имевшая приглашения в Новгородский театр и в Александринку; череповецкий миллионер Мостофин и его дочери Ольга, Лиза и Зоя, дантист А. С. Сегал и посвятивший свою жизнь театру П. В. Калашников. Петр Васильевич был единственным в Череповце уполномоченным по охране авторских прав. В спектаклях также принимали участие надворный советник Г. Ф. Цветаев, крестьянин А. В. Черняев, врач Ф. Г. Берков, попадья В. Н. Хильтова, регент хора В. Н. Егоров, дирижер училища И. П. Александров, преподавательница музыки С. А. Александрова, А. И. Озерцова (жена надворного советника), акцизная чиновница Колосова, сын губернского секретаря П. Ф. Исаин, княгиня С. В. Тенишева и другие.

Труппу тяготило отсутствие своего помещения. Сцена в Соляном городке постоянно ветшала, по ней гуляли сквозняки и шныряли крысы. В связи с этим городской думой 24 февраля 1914 года было принято решение о строительстве двухэтажного каменного здания торговых рядов с верхним помещением для народного театра. Сметная стоимость всех строительных работ составляла 195 667 рублей, в том числе отделка и приспособление верхнего этажа под помещение народного театра - 28 087 рублей. Часть средств выделил городской бюджет, часть получили в виде кредитов у частных лиц и фирм. Начало первой мировой войны задержало выделение средств на оборудование театра, но к июлю 1915 года в силу большого значения театра для города необходимые деньги были изысканы и оборудование здания в основном завершено. Не были только установлены скульптуры, которые предполагалось поместить в нишах по фасаду здания, и не было построено второе крыло здания.

На первом этаже разместились торговые ряды, гардероб и туалетные комнаты. На второй этаж вела мраморная лестница с красивыми перилами. Там было два фойе (одно занимал буфет, а в другом стояли темно-зеленые диванчики, на боковых стенах висели зеркала), зимний сад и зрительный зал на 500 человек. В середине зала висела роскошная хрустальная люстра. Занавес раздвижной из темно-вишневого бархата с подкладкой и грузиками для дополнительного веса. Сцена имела оркестровую яму, в которой стоял рояль и скамейки для оркестрантов. К 1920 году Череповецкий театр полностью занял свое здание.

(З.В. Антонова. Хроника череповецкого театра. - "Череповец": Краеведческий альманах. Вып.2 - Вологда, 1999г.).

-