«Автограф времени» - 32. Первый симфонический оркестр.
Разделы : Персональная рубрика "Автограф времени"
Опубликовал Ziv от 13.06.2007

Долгое время считалось, что в дореволюционном Череповце музыкальные оркестры были только при учебных заведениях - Александровском техническом и реальном училищах. Однако в театре при Соляном саде с конца 19 века существовал городской симфонический оркестр.

Душой этого коллектива был большой любитель музыки, скрипач, Александр Константинович Мигаловский - казначей уездного казначейства. В оркестре играло пять сыновей инспектора реального училища Гурьянова - кларнетист, флейтист, скрипач, альтист и тубист. Виолончелистами были агроном Я.А. Аболин и инженер Н.А. Мигаловский. На контрабасе играл учитель пения женской гимназии А. А. Шемановский, на рояле - преподаватель музыки той же гимназии А. А. Корчебокова. На медных и деревянных духовых инструментах играли учащиеся реального училища. Всего в симфоническом оркестре состояло около 20 музыкантов. На концертах исполнялись популярные увертюры, сюиты, пьесы, марши. С началом войны 1914 года оркестр распался из-за мобилизации большей части его участников.

В 1918 году, когда Череповец стал губернским городом, при Губнадзоре был организован Губернский профессиональный симфонический оркестр. Этому благоприятствовало то обстоятельство, что кроме местных музыкантов в Череповец, вследствие голода в Петрограде, прибыли музыканты с консерваторским образованием. Скрипач Шифман, игравший на виолончели Амати, виолончелист Назарьевский, контрабасист Баткин (он же музыковед), прекрасный виолончелист Л. Н. Каменский, флейтист М. С. Бобров, скрипач Керм.

Дирижировал оркестром П. Г. Стукаченко. Концерты проводились во вновь оборудованном здании театра на Советском проспекте. Оркестр давал концерты один раз в неделю, а в остальные дни играл в музыкальных спектаклях или антрактах. Для плодотворной работы приобрели в Рыбинске большую оркестровую библиотеку.

Хотя большинство музыкантов были совместителями, ибо являлись служащими разных учреждений, оркестру придали профессиональный статус, поэтому репетиции проводились ежедневно. И график жизни многих музыкантов был уже предопределен: с 8 до 16 часов - основная работа. С 16-17 обед и отдых дома. С 17 до 19 - репетиции оркестра, с 20 часов до 22, иногда до 23 часов - игра в театре или на концертах, а потом еще иногда дома ночью при свете коптилки приходилось писать или переписывать оркестровые партии.

Всем музыкантам мужчинам были пошиты однотипные костюмы, состоявшие из толстовки и брюк. Кроме денежной ставки выдавался значительный продовольственный паек.

Новые советские слушатели вначале не проявляли большого интереса к симфонической музыке: “лузгали” семечки, разговаривали во время исполнения, а некоторые даже усаживались на скамейках спиной к сцене. Поэтому музыковед Баткин часто начинал свои пояснения предварительным обращением к публике: “Товарищи! Для вас сейчас будет играть симфонический оркестр. Учтите, что помещение театра отапливается, и поэтому просим снять головные уборы. Просим также товарищей, сидящих спиной к сцене, повернуться к нам лицом - так вам будет лучше слышно”. И в зале устанавливался порядок. Надо отдать должное, Баткин умел очень доходчивым языком рассказывать о музыке. Эти пояснения и стройная игра оркестра привели к тому, что музыку стали слушать, перестали разговаривать во время концертов, начали делать заявки на повторные исполнения понравившихся произведений.

В то время в моде было проведение танцевальных вечеров по учреждениям. Работу музыкантов дополнительно “оплачивали натурой” - мукой, зерном, повидлом и другими товарами. Из духовиков оркестра и музыкантов, играющих на духовых инструментах, был организован духовой оркестр для танцев. Играли обычно после 23 часов и до 2-3 часов утра, примерно 2-3 раза в неделю.

В 1920 году городской симфонический оркестр перешел в ведение городского коммунального хозяйства. В этом же году пригласили дирижером Влашека Франца Ивановича, с которым приехали его сын - виолончелист и два племянника-скрипача. Франц Иванович был очень квалифицированным дирижером и прекрасным инструментовщиком. Тогда же при оркестре организовали вокальное трио в составе Розовой-Каменской (лирико-колоратурное сопрано), Н. Н. Воздвиженского (лирический тенор), Ф. Ф. Тестина (бас). Они выступали в сопровождении оркестра, в ансамбле и как солисты. Весной 1922 года Ф.И. Влашек уехал в Ригу. Музыканты и общественность города тепло проводили своего дирижера. А к осени оркестр распался. И вновь появился в Череповце как профессиональный коллектив уже в конце 20 века.

(О.А. Владимирова. К истории симфонической музыки в Череповце (1910 - 1922 гг.). (Воспоминания Якова Андреевича Аболина). - "Череповец": Краеведческий альманах. Вып.2 - Вологда, 1999г.).