Послевоенные предприятия Череповца
Разделы : Персональная рубрика "Автограф времени"

К началу 50-х годов в Череповце насчитывалось 26 предприятий и артелей. Металлургического завода еще не было. И поэтому интересно вспомнить, как эти предприятия назывались, что они производили. А ведь некоторые из них прекрасно работают и в наши дни.

Мастерские треста “Череповецлес”, хлебокомбинат, судоремонтные мастерские, гормельница, типография, “Металлоремонт”. С этим понятно. Завод “Красная звезда” - производил водомаслогрейки, насосы, маслоколонки и т.д. Водочный завод – делал прекрасную “Особую московскую” и горькие настойки. У мясокомбината был широкий профиль: мясо, колбаса, бульон, пирожки, пуговицы, клей, мыло, мороженое, оконная замазка и краски на крови. Фабрика обуви выпускала полусапоги яловые, комбинированные, бытовую обувь.

Швейная фабрика – платья женские шелковые, хлопчатобумажные, рубашки, блузы, кальсоны мужские, кальсоны офицерские. Вероятно, разница была огромная. Кондитерская фабрика – сахар фруктовый, сахар шоколадный, театральную пастилу. Горпромкомбинат выпускал лыжи, бочки, кадки, стулья, столы, шкафы, парты, швейные изделия, обувь, валенки, зеркала. Горпищкомбинат – макароны, повидло, варенье, морс, квас, суфле. Артель “Красный Октябрь” - спортивную обувь, обувь на деревянной подошве, туфли клеевые, шорно-седельные изделия. Артель “Пищевик” - варенье, брагу, квас. Артель “Металлист” - лемеха, лопаты, грабли, тазы, гвозди. Артель “Победа” - гармошки, сумки ученические из фанеры.

“Объединенная работница” - чулки, носки, белье дамское и мужское, спортивное, жакеты, перчатки, варежки. Артель “Красный ткач” - спецовочные, хлопчато-бумажные и льняные ткани, платки, шарфы, полотенца, ткань для мебели. “Имени Халтурина” - стулья, табуреты, матрацы пружинные, столы, ушата, ведра. “Канатно-веревочная артель” делала вату, льняную пряжу, веревки хозяйственные и рыболовные. “Имени 1 Мая” - головные уборы, изделия на заказ. Артель “Знамя” предлагала жернова, гуталин, чернила, колесную мазь. Артель инвалидов труда выпускала кастрюли, ведра, кружки, обувь, пряники, квас, брагу и т.д. Казалось бы такой широкий выбор производимого товара! Но очень многое уходило по разнарядке, и население города никак не могло быть обеспечено продукцией местной промышленности. Часто всего этого просто не было на прилавках череповецких магазинов.

Самыми важными и серьезными предприятиями города в послевоенный период были судоремонтные мастерские и завод “Красная звезда”. Еще до войны мастерские планировали переоборудовать и построить судоремонтный завод. Но первая очередь завода была принята только 29 октября 1947 года. В 1948 году на заводе прошли ремонт 120 судов. 80 из них были деревянные и несамоходные. В 1952 году отремонтировали 196 судов. А в 1954 году начали строить металлические баржи грузоподъемностью 200 тонн. По 4 судна в год. К середине 50-х резко обострилась ситуация с кадрами. Строящийся металлургический завод, не церемонясь, переманивал квалифицированных специалистов. А на судоремонтном работали солидные, семейные люди. И дирекция нашла адекватное решение. За короткий срок завод построил 12 двухэтажных деревянных домов на 147 семей. Жилье получили 524 человека, а на заводе насчитывалось 760 работников. Этот шаг позволил заводу в последующие годы достаточно продуктивно развивать предприятие.

Завод “Красная звезда” оставался старым милютинским предприятием. Большая часть производственного оборудования была устаревшей конструкции и имела огромную изношенность. Из 437 работников немалую часть составляли военнопленные. Им платили 1/10 от среднего заработка по заводу. А так рабочие получали 315 рублей в месяц, обслуживающий персонал – 125 рублей, служащие – 394 рубля, инженерно-технические работники – 771 рубль. Производственный график был просто сумасшедший: 7-дневная рабочая неделя с 2-3 сменами. При этом частые перебои со снабжением материалами, электроэнергией, рекламациями на низкое качество товара.

Ситуация осложнялась тем, предприятие вынуждено было закупать для своих рабочих скот, дрова, уголь, стекло, мыло, товары первой необходимости. Но и за дисциплиной следили строго. За опоздание на 2 часа или невыход на работу дело передавалось в суд. Жестко наказывали за самую незначительную халатность или хулиганство. Но и на премии не скупились. За год выдавали работникам от 30 до 50 тыс. рублей, тысячи метров мануфактуры, десятки пар обуви.

Но все эти события потихоньку ушли в тень строительства Череповецкого металлургического завода. Появился новый ритм, новое снабжение и невиданные объемы производства.

(История Череповца. Очерки с древнейших времен до наших дней. – Череповец, 2006 г.).