«Автограф времени» - 13. Мариинская водная система.
Разделы : Персональная рубрика "Автограф времени"
Опубликовал Ziv от 28.05.2007

Генерал-поручику Якову Ефимовичу Сиверсу 25 июля 1775 года исполнилось 44 года, из которых 10 лет он уже был новгородским губернатором. Необыкновенное усердие губернатора не осталось незамеченным: ко дню рождения Яков Ефимович получил уведомление, что он награждается орденом святого Александра Невского, на звезде которого был выбит девиз "За Труды и Отечество", а к ордену прилагалось солидное денежное вознаграждение.

Яков Ефимович Сиверс 1731-1808Имея под своим началом экономически слабо связанные необъятные пространства, граф из фискально-полицейских соображений поневоле стал неутомимым реформатором экономического устройства своей громадной губернии и изыскивал всяческие средства “водяной коммуникации”. Сиверс прекрасно понимал, что, осуществив идею Петра 1 о создании искусственной водной магистрали, удалось бы соединить бассейн Волги с Балтийским морем. У Сиверса уже был богатый опыт, приобретенный на сооружении каналов на Тверце, Волхове, Свири, Тихвинке, Чагодоще.

Следует напомнить, что по приказу Петра 1  состоявший на русской службе шотландец Джон Перри в начале 18 века произвел разведку в Прионежье и начал строительство двух каналов: по Шексне (Ковжа-Вытегра) и Мологе (Чагодоща-Тихвинка). Строительство остановилось со смертью Петра.

В 1799 году уже император Павел 1 подписал указ о возобновлении строительства канала, по которому грузы водным путем будут доставляться до Санкт-Петербурга. Указ вышел 20 января 1799 года, был адресован и новгородскому губернатору. Для его исполнения Павел 1 позаимствовал у своей супруги, императрицы Марии Федоровны, из ссудных касс около 2 миллионов рублей: “На скорейшее построение Вытегорского канала, Нашему Государственному Казначею барону Васильеву повелели Мы, принимая сумму сию заимообразно, приобщить отпуск ея к прочим суммам, по водяной коммуникации ассигнованным. Несомненно надеясь от ревности вашей скорого окончания сего канала, который отныне, по изъявлению признательности Нашей и на память потомству, соизволяем Мы именовать Марьинским”. На гранитном монументе, воздвигнутом на месте соединения рек Вытегры и Ковжи, была высечена надпись: "Петрову мысль Мария совершила".

Мариинский каналСтроительство системы продолжалось 11 лет. К моменту пуска было воздвигнуто 30 деревянных шлюзов. Протяженность системы равнялась 1145 км. Время следования судов от Рыбинска до Петербурга составляло в среднем 110 суток. Для своего времени искусственная водная магистраль представляла собой выдающееся гидротехническое сооружение, созданное на целый век раньше Панамского канала.

Руководить работами на канале будущей Мариинки назначили знаменитого инженера генерал-лейтенанта Ф.П. Деволанта. В 1808 году Мариинский канал был прокопан, но ни император Павел 1, ни граф Сиверс не могли уже видеть плоды своих замыслов: первый – в силу превратностей своей императорской судьбы, граф же ушел по собственному желанию, оскорбившись ревизией, устроенной руководимому им губернскому департаменту, хотя вся отчетность была признана безукоризненной. Поэтому об окончании работ Деволант докладывал уже новому начальству. Ему же предстояло написать первую инструкцию о порядке плавания по Мариинской системе, составить штатное расписание и смету. 21 июля 1810 года судоходство было объявлено открытым.

На ШекснеВ 1809 году перед открытием Мариинской водной системы в наших местах побывал сенатор и историк Константин Матвеевич Бороздин. Он отметил, что всюду виден "попечительский ум" бывшего губернатора графа Я. Сиверса, и провидчески написал, что после открытия канала "Череповец более не будет похож на село, а умножив свою промышленность, умножит и богатство и будет со временем походить на город".

Во время войны 1812 года все вопросы судоходства и эксплуатации на Верхневолжком бассейне решала временная канцелярия, возглавляемая тем же Ф. П. Деволантом. Местом пребывания ее сначала был Рыбинск, затем канцелярия переехала в Череповец. Так начиналась одна из транспортных магистралей России – Мариинская водная система, будущее развитие которой определяло и будущее расположенных на ней городов и сел.

И.А. Милютин в одной из своих работ так описал старую "Мариинку":

"Готовым природным путем я называю р. Шексну от Волги до Белоозера - 330 верст, Белое озеро 40 верст, р. Ковжа 40 в., р. Вытегра 20 в., Онежское озеро 30 в., р. Свирь – 150 в., Ладожское озеро 160 в., или рядом с ним идущие две параллели каналов 150 в., и р. Нева до Петербурга 50 в., далее уже идет бесконечное море. Между этими противоположными направлениями течения рек лежит водораздел с богатейшими бассейнами и источниками воды в виде озер Ковжского и других, которые тянутся непрерывной цепью. И от этой черты разделения вод идут: к Волге шлюзованная р. Ковжа на 40 верст, а к Неве шлюзованная часть реки Вытегры на 60 в. Таково положение занимает Мариинская система, - этот своего рода Панамский канал".

(Э. Риммер. Милютин и Мариинская водная система. - “Череповец”: Краеведческий альманах. Вып.1 – Вологда, 1996.; Э. Риммер, М. Бородулин. “Прогулка по Воскресенскому проспекту”, - Череповец, 2001).