|
Ферапонтов
монастырь в 19 км от г. Кириллова основал сподвижник преподобного Кирилла
Ферапонт в 1398г. В отличие от Кириллова, Ферапонтов монастырь очень
невелик: 4 храма, колокольня, трапезная и казённая палаты обнесены невысокой
кирпичной оградой.
Если кирилловский ансамбль поражает мощью и размахом, то Ферапонтово
- тихой прелестью, уютом, единением с природным окружением.
Главный вход в монастырь - Святые ворота.
Были построены в 1649 г. Несмотря на суровую простоту, главный фасад
их живописен и наряден. Длинные и узкие окна заключены в вытянутые наличники
с килевидным острым верхом. Под карнизом - два ряда узорчатых поясов.
Венцом мастерства зодчего являются шатры, отделанные с большим вкусом.
Самый интересный и уникальный памятник монастыря - храм
Рождества богородицы. Он кажется необыкновенно легким, стройным,
изысканным. У каждой стены - свое лицо. Особенно нарядна западная сторона.
Основу ее убора составляет двухярусный декоративный пояс, выложенный
из блестящих изразцовых плиток с растительным орнаментом. Выше сооружен
узорчатый карниз. Богато отделаны также барабан центральной главы, кокошники,
полукружия алтарных аспид. В оформлении их использованы все виды декора
- балясины, изразцовые пояса, фигурные ниши. Храм Рождества богородицы
одно из первых каменных сооружений на Севере.
К Рождественскому собору примыкают крытые двухярусные переходы с встроенной
в центре колокольней. Они идут к церкви Благовещания,
построенной в 1530-1534 гг. Это одноглавый храм кубической формы, разделенный
на три этажа-яруса. На первом, нижнем этаже, находились хозяйственные
кладовые, на втором - помещение для богослужения, на третьем - колокольня.
Необычно завершение храма. Вокруг высокого цилиндрического барабана,
увенчанного вычурной главой, группируются колокольня, небольшие комнатки,
служившие "тайниками" и книгохранилищами, ходы сообщения.
В
соборе монастыря сохранилась почти в полном составе стенопись знаменитого
художника Дионисия, чьё имя стоит в одном
ряду с именами Феофана Грека и Андрея Рублёва.
Современник великих итальянцев Микеланджело и Рафаэля Дионисий со своими
сыновьями Владимиром и Феодосием создал торжественный и прекрасный цикл
росписей, посвящённых Богоматери. Стенопись собора является не только
величайшим национальным достоянием, но и ценнейшим вкладом в мировую
Художественную культуру. В 2002 году исполняется 500 лет со дня создания
росписи собора.
Над северной дверью храма Рождества богородцы сохранилась надпись, сделанная
церковно-славянской вязью: "В лето 7008 месяца августа в 6 день
на преображение господа нашего Иисуса Христа бысть подписывати церковь,
а кончена на 2 лето месяца сентября в 8 день на рождество пресвятыя
владычицы нашей богородицы Марии при благоверном великом князе Иване
Васильевиче всея Руси и архиепископе Тихоне, а писцы Дионисий иконник
с своими чады...".
Большинство фресок посвящено прославлению девы Марии - по церковному
представлению первой заступницы за людей.
Дионисий использовал местные земляные краски. Волны Бородаевского озера,
что плещутся у подножия монастыря, выбрасывают на берег маленькие плоские
камешки, из которых и были приготовлены краски. В палитре Дионисия насчитывалось
полтораста оттенков - поэтому его произведения обладают такой акварельной
прозрачностью.
Огромный интерес представляют такие монументальные работы, как "Покров",
"Собор Богоматери", "О тебе радуется", "Брак
в Кане", "Страшный суд", "Христос у Симона Прокаженного",
Притча о блудном сыне" и другие.
|