28.12.17  / Экономика /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

Череповец готов к ужесточению условий борьбы за сохранение статуса ТОСЭР


Российское правительство намерено закрывать территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в моногородах, если в течение двух лет после открытия на этих территориях так и не появятся резиденты. В понедельник, 25 декабря, первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов сообщил о том, что российские власти обеспокоены темпами роста особых территорий. Ведь только за последнюю неделю шесть моногородов объявили о создании ТОСЭР. Таким образом, уже 36 из 319 российских монопрофильных населенных пунктов с начала 2017 года создали у себя льготные зоны.

Однако на сегодняшний день в России эффективными признаны только 40% территорий опережающего развития, так как большинство регионов ведет себя крайне пассивно при привлечении в ТОСЭР новых резидентов.

Впрочем, Череповцу, по мнению заместителя мэра Михаила Ананьева, в настоящее время не стоит опасаться за статус ТОСЭР, так как городские и областные власти активно привлекают инвестиции и инвесторов на территорию опережающего развития, несмотря на все сложности, которые сейчас переживает российская экономика.

В частности, решен вопрос с размещением на территории индустриального парка «Череповец» двух производств - ООО «Фиброплит» и ивановская компания по производству решетчатых настилов. Еще два будущих резидента ТОСЭР - ООО «Юг-Финанс» (пищевое производство) и ООО «Механика» (машиностроение) - намерены инвестировать строительство своих производств на других площадках города металлургов.

Для сохранения статуса ТОСЭР Череповцу до 2020 года нужно привлечь в городскую экономику порядка 5 млрд рублей и создать около 1 тысячи новых рабочих мест. С объемами инвестиций в экономику, по словам Михаила Ананьева, трудностей возникнуть не должно, а вот с правительственным заданием по рабочим местам городские власти могут не справиться, так как «современные производства, как правило, высокотехнологичны, но малолюдны».

Поэтому уже сегодня городские и областные власти, по данным издания «РБК Вологодская область», готовят еще несколько контрактов с потенциальными резидентами индустриального парка и ТОСЭР, и эти соглашения находятся «на высокой стадии проработки». В итоге, сотрудники Счетной палаты ставят череповецкую ТОСЭР в пример другим российским городам, где власти зачастую не справляются с обязанностями по оформлению земли и распределению денег на строительство.

Между тем, у федеральных экспертов нет единого мнения по вопросу ужесточения условий существования ТОСЭР. Часть аналитиков считает, что статус территории опережающего развития «мотивирует регионы вести более эффективную работу с резидентами, а не создавать видимость такой работы». Однако их оппоненты не сомневаются, что угроза отзыва статуса ТОСЭР никак не поможет моногородам в привлечении резидентов, которые заинтересованы в стабильности экономической ситуации, а не чехарде с открытием и закрытием территорий опережающего развития.

Более того, часть экспертов из Счетной палаты обвиняет в слабой эффективности ТОСЭР в российских моногородах федеральный центр, который так и не создал четких критериев работы территорий опережающего развития, а в результате деньги «простаивают», развитие инфраструктуры отстает от плана, а инвесторы не несут ответственности за срыв сроков исполнения контрактных обязательств. Однако даже в таких непростых условиях к концу сентября 2017 года, по данным Счетной палаты, российские моногорода заключили 178 соглашений с резидентами о работе в ТОР на общую сумму в 1,1 трлн рублей.