26.02.15  / Общество /    Перейти в Дзен Обсудить ВКонтакте Группа в Одноклассниках Перейти в Телеграм

Астрономы обнаружили самую древнюю во Вселенной гигантскую черную дыру

Гигантская черная дыра, снабжающая энергией самый яркий в ранней Вселенной квазар, обнаружена группой международных астрономов. Квазар SDSS J0100+2802, расположенный в 12,8 млрд световых лет от Земли, образовался на видимой границе Вселенной 900 млн лет назад в эпоху так называемого Большого взрыва и является одним из первых светил эпохи реионизации, когда вслед за «темными веками» Вселенную «осветили» первые галактики и квазары.

Яркость вновь открытого квазара, на поддержание которой этому небесному объекту требуется в квадриллион раз больше энергии, чем нашему Солнцу, позволил ученым сделать самые точные замеры уровня температуры, ионизации и содержания металлов эпохи реионизации.

В итоге оказалось, что свет квазара SDSS J0100+2802, который был открыт при помощи «слабого» Лицзянского телескопа (китайская провинция Юньань), в семь раз превышает яркость свечения любого из известных ранее небесных объектов такого типа и в 420 триллионов раз - Солнца.

Однако больше всего астрономов поразили размеры черной дыры, которые были определены при помощи более современных Большого Бинокулярного Телескопа (8,4 метра) и Многозеркального телескопа (6,5 метра) в штате Аризона и проверены на Магеллановом телескопе (Чили) и обсерватории Джемини (Гавайи).

Масса самой древней черной дыры во Вселенной оказалась в 12 млрд раз больше Солнца, что является рекордом для самых далеких квазаров так называемого высокого красного смещения. Обычно такие габариты черная дыра «нарабатывает» через продолжительное время, поглощая газ и подошедшие близко звезды.